Новейшая система слежения за воздушным пространством, разработанная белорусами, успешно прошла лётные испытания

Новейшая система слежения за воздушным пространством, которую разработали белорусские специалисты, успешно прошла лётные испытания накануне профессионального праздника ВВС и войск ПВО.

Новейшая система слежения за воздушным пространством, которую разработали белорусские специалисты, успешно прошла лётные испытания накануне профессионального праздника ВВС и войск ПВО.

Пилот истребителя Александр Третьяков уже 13 лет на седьмом небе вовсе не от счастья. Боевое дежурство началось с экстренного задания. Из командного пункта поступило сообщение – в небе над Молодечно терпит бедствие воздушное судно.

На борту тяжёлого военно-транспортного судна «Ил-76» журналисты – они тоже стали участниками лётных испытаний. По сценарию самолёт сбился с курса – отказала система навигации.

В действительности одновременно боевое крещение здесь проходит самая современная система слежения за воздушной обстановкой – воздушный штаб, изобретение белорусских разработчиков.

Валерий Свирида, начальник отдела применения и развития систем управления главного штаба ВВС и войск противовоздушной обороны Вооружённых Сил Беларуси: «Как вы видите, на воздушном судне – комплекс средств автоматизации и АСУ в целом, которая может управлять как целым видом вооружённых сил ВВС и ПВО, так и отдельными зенитно-ракетными комплексами, локационными станциями и истребителями-перехватчиками».

Откуда, куда, с какой скоростью и на какой высоте… С крылатого командного пункта экипаж видит всё воздушное пространство Беларуси как на ладони. И необязательно смотреть в иллюминатор, чтобы убедиться – истребитель перехватывает судно-нарушителя.

Александр Третьяков, заместитель командира авиационного звена 61-й истребительной авиационной базы: «В течение шести минут должен занять место в самолёте. Сегодня была задача помочь экипажу «Ил-76» и посадить его в Барановичах. В дежурном звене нет учебных задач. Несение боевого дежурства – это уже выполнение боевой задачи. В воздухе уже можно получить от пункта сведения о том, что это задача тренировочная. Идёт запрет на наведение цели, включения оружия».

Команда «В воздух!» на аэродроме 61-й истребительной авиационной базы звучит практически ежедневно. Правда, нарушители, как правило, заблудшие.

Александр Потехин, командир 61-й истребительной авиационной базы полковник: «Вы не успеете допить чашку кофе, когда истребитель будет в небе. Радиолокационные средства обнаруживают цель – это всякое может быть. Истребители соседней северной страны тоже не дают нам расслабиться. Чтобы не получилось так, что они не туда летали, мы реагируем на их полёты, взлетаем, как правило, если поднимают истребители в соседних странах. Они летают вдоль границы, соответственно, наши истребители выполняют полёты вдоль границы, чтобы предотвратить нарушения».

Вертушка разговаривает на языке лопастей. Тангаж, или килевая качка, – негласный сигнал «Вы перехвачены».

В контакте с небом земные силы – зенитно-ракетные комплексы «Тор-М2» и С-300. И хотя тяжёлая защита зачехлена, дать отпор способна за считанные минуты. Но это крайние меры.

Гроза крылатых ракет, вертолётов и самолётов тактической авиации – «Тор-М2» – способна поразить 16 целей одновременно в любое время суток на расстоянии до 12 и высоте 10 километров. Единственное вооружение такого рода на колёсах работает как в ручном, так и в полностью автоматическом режиме. Управлять комплексом способна даже женщина.

Олег Двигалев, генерал-майор, командующий ВВС и войсками ПВО Вооружённых Сил Беларуси: «Мы продолжим закупать зенитный ракетный комплекс «Тор». На данный момент в республике создан полноценный дивизион на основе трёх батарей. Планируется до 2020 года закупить ещё несколько образцов данного типа вооружения».

Противовоздушная оборона несёт круглосуточное боевое дежурство – на своём посту более 500 военнослужащих и гражданский персонал. Их главной задачей в мирное время были и остаются полёты не во сне, а наяву.
О том, что это тренировка и что сейчас мы совершили успешное приземление на вертолёте «Ми-8», пожалуй, знают только журналисты, ведь пилоты, которые всё время сопровождали вертолёт, редко бывают предупреждены о том, что это – учения. Но готовы создать воздушный щит и показать, где начинается белорусское небо.

Подписывайтесь на нас в Telegram