На президентском уровне неделя была насыщена поездками и важными встречами. И о чём бы ни шла речь – о международном сотрудничестве, государственной поддержке науки, модернизации и производстве военной техники или проблемах при строительстве значимых объектов, – везде звучала мысль о совершенствовании подходов к работе.
Первая перед телекамерами демонстрация возможностей так называемого экрана коллективного пользования – новинка только что поступила в распоряжение Военно-воздушных сил Беларуси. Система позволяет отслеживать воздушную обстановку не только с земли, чем военные владели и раньше, но и в небе. В данном случае на высоте в несколько километров в военно-транспортном самолёте ИЛ-76.
Экипаж самолёта без помощи с земли может узнать, сколько воздушных судов находится над Беларусью, на какой высоте и с какой скоростью они летят.
Валерий Свирида, начальник отдела главного штаба ВВС и войск ПВО Вооружённых Сил Беларуси: «Мы собираемся на АН-26, МИ-8, МИ-24 установить. И в зависимости от размещения будут представлять либо ноутбук, либо компьютер, что вполне достаточно и для экипажа, и для боевого расчёта для ориентирования в воздушном пространстве, для наблюдения воздушных объектов, которые их окружают, чего раньше не было».
Создание таких систем, а это полностью белорусская разработка, – ещё один шаг в автоматизации управления войсками. С их помощью можно координировать действия зенитно-ракетных и авиационных частей прямо в воздухе.
Олег Двигалев, командующий ВВС и войсками ПВО Вооружённых Сил Беларуси: «Следующее направление, которое мы реализуем в войсках, – это модернизация станций, которые достались нам со времён Советского Союза, тогда туда поступало самое передовое вооружение. Конечно, прошло много времени с тех пор, и сейчас мы должны совершенствовать и модернизировать технику с учётом реалий».
Всё это составляющие нового этапа развития оборонно-промышленного комплекса страны. О сути этих перемен в минувшую среду Президенту доложил председатель Государственного военно-промышленного комитета: продукция белорусского ВПК прежде всего будет поставляться в армию, следующий приоритет – продажи на внешний рынок. Эти изменения и стали поводом для посещения 558-го Авиационного ремонтного завода в Барановичах, где Александр Лукашенко расставил акценты в развитии белорусской армии. В основе – Силы специальных операций и десантно-штурмовые подразделения, Военно-воздушные силы. Мобильные, современные, хорошо оснащённые. К слову, авиаремонтный завод сегодня не испытывает проблем с заказами. До конца года Военно-воздушные силы страны пополнят десять модернизированных самолётов Су-27 и МиГ-29. Впрочем, на будущее перед конструкторами Президент ставит куда более амбициозные задачи. Пришло время освоить выпуск собственной авиационной техники.
Сказав об усилении кооперации с Россией, Александр Лукашенко, безусловно, учитывал итоги переговоров с заместителем председателя российского правительства Дмитрием Рогозиным, который отвечает за ВПК, оборонзаказ и собственно национальную оборону. Отдельной темой разговора стала ситуация в Украине и последствия смены власти в Киеве. НАТО усиливает своё присутствие в странах Восточной Европы – в ответ Беларусь и Россия совместно укрепляют защиту границ Союзного государства, совместно патрулируют воздушное пространство.
Дмитрий Рогозин, заместитель председателя правительства России: «Вы сказали об Украине… Лично для меня очень болезненная тема. Мы объехали весь восток Украины, побывали в Киеве, провели очень плодотворные переговоры с украинскими промышленниками. И крайне обидно сегодня, что наработанное в российско-украинских отношениях в области оборонно-промышленного сотрудничества режется украинской стороной по принципу “назло бабушке себе уши отморожу”».
От сотрудничества к разрыву – так можно охарактеризовать российско-украинские отношения в сфере обороны. Можно не сомневаться – последствия этого будут негативными для обеих сторон. Лишь несколько примеров: межконтинентальные баллистические ракеты «Воевода» (по НАТОвской классификации «Сатана») – оружие так называемого гарантированного возмездия, которое составляет основу российского ядерного щита, выпускают в Днепропетровске, запорожское предприятие «МоторСич» собирает больше половины двигателей для российских вертолетов. Украина, потеряв российские заказы, остро нуждается в новых партнёрах. Большой контракт с «МоторСич» подписан осенью минувшего года с Оршанским авиаремонтным заводом. Тогда же был презентован и первый совместный серийный вертолёт Ми-8 МСБ. Машина создана путём глубокой переработки и ремоторизации вертолёта Ми-8Т. О возможности и необходимости налаживания новых контактов Александр Лукашенко говорил, общаясь с работниками барановичского авиаремонтного завода
Завод в Барановичах выпускает в том числе и самолёты-беспилотники. Аппарат «Гриф» работает в любую погоду без дистанционного управления. Машина, получив задание, способна самостоятельно его выполнить и вернуться на базу. Большие партии роботизированных самолётов заказывают и за рубежом. А эту модель военные представили на этой неделе в Академии наук.
О науке, её материализации и ведущей роли в развитии экономики речь шла на совещании с участием Президента в понедельник. «Такое же, как зарубежные аналоги. Не хуже, но дешевле». Эти слова произносят часто, когда речь заходит о белорусских разработках. Создание суперкомпьютера и спутника, разработка лекарств от онкологических заболеваний – всё это важные новации в масштабе страны, но эпитет «мировое открытие» услышишь в научном сообществе нечасто.
Глава Национальной академии наук Владимир Гусаков отметил: Беларуси удалось сохранить научные школы, труд учёных котируется за рубежом. Академия научилась зарабатывать – лишь треть работ финансируется из бюджета. Что касается проблем, тревожит тенденция старения кадров высшей квалификации. Современная молодёжь меркантильна – и в этом нет ничего предосудительного, но талантливые выбирают далёкую от науки карьеру.
Представитель Совета молодых учёных считает: новое поколение в науке привлекает современная и актуальная тематика исследований.
Развитие молодёжного инновационного предпринимательства и создание так называемых стартап-центров при научных организациях – ещё одно из предложений сообщества молодых учёных.
И здесь показателен пример США, где чуть ли не у каждого студента есть свой «старт-ап», то есть идея, которую он стремится реализовать. И это даже модно. Из миллионов продуктов «выстреливают» единицы, которые, впрочем, становятся известны на весь мир. Сегодня на слуху компания WhatsApp. Она заявила о себе одноименной программой, которая пересылает сообщения, изображения и видео через смартфон. В день компания обрабатывает более 20 миллиардов сообщений. В феврале её приобрел Facebook за баснословные 19 миллиардов долларов. К слову, один из основателей компании WhatsApp Ян Борисович Кум – выходец из Украины, а ныне американский миллиардер.
Ещё одно предложение – предоставлять учёным право владеть собственными изобретениями и возможность внедрять их в производство самостоятельно.
Директор могилёвского частного предприятия «Технолит» Александр Бодяко – редкий пример сочетания учёного и бизнесмена. В прошлом заведующий лабораторией Института технологии металлов, пятнадцать лет назад он рискнул и создал предприятие для продвижения разработки могилёвских учёных – инновационного метода чугунного литья. Начинали с пары станков. Сегодня на «Технолите» 200 рабочих, а география поставок – от Бреста до Владивостока. Комплектующие для техники – от тракторов до танков – предприятие изготавливает из чугуна нового поколения, который получают методом «намораживания». Традиционные способы литья кристаллизуют весь металл. В Могилёве из формы берут только затвердевшую часть расплава, что исключает дефекты и придает материалу дополнительную прочность. Сегодня на станках предприятия отливают суперпрочные комплектующие для двигателей – об этом событии директор предприятия говорит как о сенсации в машиностроении.
Детали из инновационного чугуна в 30 раз прочнее аналогов из более дорогих сплавов – стали и бронзы. Но машиностроительные заводы, а это основные покупатели, не так-то легко убедить сделать ставку на износостойкость комплектующих, при этом ещё и сэкономить. К инновациям производственники часто относятся как к дополнительному риску.
Александр Бодяко, директор предприятия «Технолит»: «Если человек работает в прикладной науке, в технической науке, то проработав в ней 10-15 лет, должно быть уже неприлично просить деньги у бюджета, у государства. На знаниях человек должен сам уже зарабатывать. Я уже более 15 лет в производственном бизнесе. Нормативная база, законодательная база сильно ужесточается. То, что раньше я мог сделать за день, сейчас на это уходит гораздо больше времени. Чтобы раскрепостить труд инициативного человека от науки или других отраслей, нужны послабления. У нас много дублирующих друг друга нормативных актов. Для сравнения, чтобы построить ту литейку, которую нам посчастливилось построить, только в области промышленной безопасности мы вынуждены были взять в своё время восемь наименований лицензий. Зачем восемь? Ведь это отнимает время, а главное – мысль у творческих людей. Мысль уже направлена не на созидание, а как бы построить дело в рамках документа или обойти документ».
Инновационное развитие для Беларуси, при отсутствии богатых природных ресурсов, – это даже не выбор, а необходимость. А потому науке важно преобразиться, сбросить с себя всё лишнее (те же дублирующие функции) и стать эффективнее.
Важные поручения, направленные на кардинальное повышение эффективности работы, на этой неделе Президент адресовал правительству и Мингорисполкому. Они касаются строительной сферы вообще и застройки столицы в частности. «Минск-сити»: под многофункциональные комплексы, деловые центры, небоскрёбы и жилые кварталы выделено более 300 гектаров в центре Минска. Ещё в 2007 году за проект взялась российская компания «Итера», но через 5 лет договор с ней был расторгнут. Международный конкурс по застройке территории в прошлом году никто не выиграл. Но один из наиболее значимых участников, интересы которого представляет компания «Зомекс Инвестмент», готов взяться за работу… в обмен на льготы. Но Мингорисполком не спешит с решением. У Президента логичный вопрос: почему процесс постоянно буксует, проект фактически заморожен, а ситуацию затянули до невозможности?
Ещё один вариант решения проблемы с «Минск-Сити» – объявить новый международный конкурс для всех желающих.
Николай Ладутько, председатель Минского городского исполнительного комитета: «Чтобы условия конкурса были реалистичны, необходимы дополнительные преференции для реализации этого масштабного проекта. Анализ показывает, что проект может быть реализован только в совместном сотрудничестве Мингорисполкома, правительства и инвестора».
Аквапарк, обновлённый стадион «Динамо», Национальная футбольная арена, Центр фристайла – будущие знаковые объекты столицы, которые сегодня находятся в категории проблемных. Николай Ладутько держал отчёт по каждому проекту отдельно. В Центре фристайла завершены строительно-монтажные работы. Объект подготовлен к пусконаладке. В такой же стадии и минский аквапарк «Лебяжий». Его мэр обещает открыть уже в мае. Стадион «Динамо» вернёт себе легкоатлетическую специализацию. Строительно-монтажные работы на нём начнутся осенью этого года. На территории стадиона «Трактор» разместится Национальный футбольный стадион. Его возведение начнётся в 2015 году, площадку строители должны покинуть в середине 2018 года.
Все эти проекты не только необходимы городу и его жителям с точки зрения функциональности. Они войдут в список символов современной Беларуси.
Качество работ и сроки строительства этих и других объектов зависят не только от квалификации конструкторов и строителей, но и от эффективности менеджеров и руководителей отрасли.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram