В Минске выставили гобелен «Мать-Отчизна» Ангелины Бельтюковой и Александра Кищенко

В атриуме нового корпуса Национального художественного с 18 марта можно наблюдать «Мать-Отчизну». «Выставка одного шедевра» – часть торжеств к юбилею главного арт-музея Беларуси. Скоро ему 75!
В атриуме нового корпуса Национального художественного с 18 марта можно наблюдать «Мать-Отчизну». Это название масштабного гобелена могучего Александра Кищенко. «Выставка одного шедевра»  часть торжеств к юбилею главного арт-музея Беларуси. Скоро ему 75!

Поднимаем голову до 2 метров. И ещё на 20 сантиметров. Это (см. видео – прим. ред.) наша «Мать-Отчизна». Точнее, «Маці-Айчына». Она, конечно, ниже волгоградской «Родины» (там 85 метров). Но ведь здесь не железобетон. Полотно из шерсти, каждый узелок вручную. К выставке реликвии устроили чистку.

Татьяна Мартуль, главный хранитель фондов Национального художественного музея Беларуси: «Хранятся они у нас в запасниках, накрученными на рулоны, рулоны переложены микалентной бумагой. Влажность не более 60%, температура 15-18 градусов, нет окон, поэтому нет прямого освещения. Через полгода мы должны обязательно убрать эту вещь в фонды».

Сейчас на то, чтобы увидеть гобелен, отвели только месяц. Такова концепция проекта «10 шедевров Национального художественного». Сотканная в 1977, «Мать-Отчизна» один из экспонатов, обретённых музеем под закат эпохи директорства Елены Аладовой. У неё-то было особое чутьё на подлинное искусство.

Наталья Селицкая, научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «В 70-е годы каждый художник начинает искать именно национальные традиции, истоки. И претворять это в собственном виденье, в своём творчестве».

В углу метка. Это первые буквы фамилий авторов: «К» Кищенко, «Б» Бельтюкова (к слову, тогда супруга великого художника). А чьи строки на бордюре? Здесь то самое белое пятно.

И в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, и в минском Доме правительства висят грандиозные шпалеры Мастера. Мечта же музейщиков (явно призрачная) показать когда-нибудь под этими сводами самый большой гобелен планеты. Для чего необходимо 14 метров высоты. Примерно с пятиэтажку, причём «сталинку».

Дольше десятилетия рекордсмен Книги Гиннесса лежал свёрнутым в мастерской Кищенко. До сих пор о «Гобелене века», где есть Христос, Черчилль, Горбачёв (всего более 80 портретов), заботится последняя муза классика. Сейчас, призналась, полегчало. Остались лишь эскизы да наброски.

Нина Кухаренко, художник, вдова Александра Кищенко: «Было принято решение вывезти его на Борисовский комбинат, так как там он ткался. Там есть помещения, где можно его развернуть. Это шерсть, она требует определённого ухода за собой. Он должен висеть между небом и землёй… на нашей планете. Сделать галерею гобелена это было бы уникально, красиво для Беларуси».

«Матери-Отчизне», обретённой Кищенко. Он родился в России (на Дону), учился в Украине, стал одним из самых известных белорусских художников XX столетия. Эпохой, как и каждый из почти полусотни его гобеленов.


Подписывайтесь на нас в Telegram