Поступательное движение

Правила приёма в высшие и средние специальные учебные заведения могут измениться уже в марте. О том, что в прошлом году некоторые вузы не добрали первокурсников даже на бюджетные места, уже известно.

Правила приёма в высшие и средние специальные учебные заведения могут измениться уже в марте. О том, что в прошлом году некоторые вузы не добрали первокурсников даже на бюджетные места, уже известно. Но как исправить этот перекос в нынешнюю вступительную кампанию? Именно об этом шла речь во вторник на большом совещании у Президента.

Кем быть? Чем ближе выпускные экзамены, тем чаще старшеклассники задают себе этот вопрос. В отличие от многих своих сверстников Анна Перлина давно знает на него ответ. С раннего детства мечтала стать учителем. Сегодня в дневнике Анны практически нет оценок ниже 9 баллов. Всё свободное время тратит на учёбу, вместе с аттестатом рассчитывает получить золотую медаль. Ведь теперь это не просто дело принципа, но и возможность избежать дополнительного стресса во время вступительной кампании. Новость о том, что медалистов, а также победителей олимпиад будут зачислять на педагогические специальности вне конкурса, стала самым лучшим стимулом для учёбы.

Анна Перлина, ученица 11 класса гимназии №2 г. Орши: «Это вдохновило меня, потому что всё время работаешь на золотую медаль, и было чувство: а зачем я всё-таки это делаю? Конечно, для себя, но хотелось бы и преимущество какое-то иметь, с новым указом получается, что действительно золотая медаль открывает мне двери, тем более я собираюсь связывать свою жизнь с педагогикой, поэтому это действительно меня вдохновило».

В прошлом году только два вуза – Витебский и Гродненский – полностью набрали абитуриентов на педагогические специальности. Впереди – новая борьба за первокурсников, а потому решению зачислять медалистов без вступительных испытаний в университетах искренне рады.

Василий Малиновский, первый проректор Витебского государственного университета им П. М. Машерова: «Такой приём – это не льгота какая-то, это просто констатация большого труда, который ребёнок вложил, чтобы достичь таких результатов. А ребёнок, который привык так трудиться в школе, он и в вузе будет. Такие медалисты – хорошие студенты. Чем больше их у нас будет, я считаю, будет лучше, для качества подготовки специалистов».

О том, что правила приёма в высшие и средние учебные заведения в этом будут скорректированы, говорили давно. Но каким образом? Да и стоит ли? Ведь как показали ноябрьские социологические исследования, 64% старшеклассников и 60% их родителей довольны и действующими. Впрочем, любой механизм нуждается в регулировке».

Сергей Маскевич, министр образования Беларуси: «Мы сегодня настраиваем наши правила приёма на то, чтобы максимально объективно и качественно оценить знания, компетенцию, способности молодых людей, понимая при этом, что сделать это идеально невозможно в принципе. И система тестирования, которая используется, она лишь отличается объективностью, справедливостью, и все в одинаковых условиях. Но сказать, что она исчерпывающе позволяет оценить способности, конечно, нельзя».

Как усовершенствовать эту систему, обсуждали на этой неделе на совещании у Президента. Не обошлось и без дискуссий в поисках оптимального решения для всей высшей школы, ректоры просили не забывать и проблемах отдельных вузов. По итогам прошлой вступительной кампании почти две с половиной тысячи бюджетных мест остались вакантными. Одно из предложений – создать систему ранней профориентации школьников. Однако Александр Лукашенко посоветовал Минобразования смотреть на вещи более реально.

С дефицитом абитуриентом в прошлом году столкнулись не только педагогические, но и аграрные, а также вузы, которые готовят силовиков. И здесь полемика развернулась вокруг баллов при поступлении. В 2013 году пороговые значения на централизованном тестировании были повышены. В итоге более 40 тысяч абитуриентов не смоги преодолеть эту планку.

Вопрос снижения проходного балла, действительно, спорный. Специалисты опасаются, как бы в погоне за количеством не пострадало качество.

Ирина Янковская, учитель русского языка гимназии №2 г. Орши: «У меня в классе учится парень Ваня Кураков, блистательный математик, делает успехи в шахматном спорте, но при этом с русским языком у него большие проблемы, парень собирается поступать в вуз, который ориентирован на физику и математику. Что делать этому ребёнку с русским языком, взять ли его в этот вуз? Я думаю, что непременно».

Сергей Абламейко, ректор Белорусского государственного университета: «Чтоб не набрать 15, надо очень постараться. Если ребёнок – гений по математике, но русский не может написать на 7, на 8, на 10, чтобы не поступить. Такие случаи, конечно, есть. Всегда можно найти контрпример на любые аргументы. Но это опять же не система. А в целом это нормальная система, которая была сделана с проходными баллами. И мы бы хотели, чтоб она сохранилась. Потому что когда с одним баллом мог прийти по математике и мы принимаем его на платные места, а потом дальше отчисляем после первой сессии, то это не есть хорошо».

Этого можно избежать, уверен в прошлом педагог, а ныне депутат Михаил Волков. Михаил Николаевич посвятил работе в школе 30 лет. Ученики заслуженного белорусского учителя не раз занимали первые места на олимпиадах благодаря нестандартной подготовке.

Михаил Волков, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Я предложил на парламентских слушаниях очень интересную мысль, не знаю, как её воспримут: прекратить формальные экзамены в девятом классе, то есть за курс базовой школы. Это обязательное образование. Оставить только два предмета – русский и белорусский – это государственные языки, которые признаны в Беларуси. Поэтому нужно два предмета оставить – русский и белорусский. Все остальные экзамены перенести на поступление в десятый класс. То есть ученик должен идти в 10, 11 классы мотивированно. Он должен знать: если ему нужны математика и физика, то он сдаёт математику и физику. Если нужны химия, биология – сдаёт химию, биологию. Если нужны гуманитарные предметы, то сдаёт иностранный язык. Обществоведение, историю и т.д. Это даст возможность не делать у нас 10 и 11 классы отстойниками. А именно готовить специализированно в вузы. И это повышает качество абитуриента, а это очень важно. Потому что от качества абитуриента зависит качество специалиста».

Но так или иначе, проходные баллы в вузы, вероятнее всего, в этом году снизят. А вот насколько, это ещё предстоит решить. Из того, что уже одобрено, – отмена раздельного конкурса для городских и сельских выпускников, а также отмена профессионально-педагогического собеседования для тех, кто решил связать свою жизнь с журналисткой и государственным управлением.

Особые надежды и вузы, и Министерство образование возлагают на целевой набор. По некоторым специальностям количество «целевиков» решено довести до 60% и предоставить им дополнительные преференции при поступлении. Больше всех в этом заинтересованы аграрные вузы.

Александр Субботин, первый проректор Витебской государственной академии ветеринарной медицины ордена «Знак Почёта»: «Это человек, который изначально намерен вернуться на то место, откуда он пришёл. В перспективе для закрепления специалиста на селе это огромный плюс. Они бегут по отдельной дорожке, чем другие абитуриенты, которые к нам поступают. Но всё равно к ним такие же жёсткие требования, они тоже сдают тестирование, просто у них свой конкурс».

Все эти новшества позволят сделать правила приёма более гибкими, однако эксперты полагают, что и этого недостаточно. Необходимо внедрять корпоративную приёмную кампанию. Но с действующими правилами это невозможно.

Борис Никульшин, проректор по учебной работе и информатизации Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники: «Что это означает? Объединяются вузы, и часть специальностей оставляют за собой, а часть делегируют в общий котёл. Каждый абитуриент, который поступает в один из вузов, может указать специальности как конкретного вуза, так и вузов, которые находятся в общем доступе по этой корпорации».

Но мало объединить вузы в корпорацию, необходимо внедрить электронную систему зачисления.

Университет информатики и радиоэлектроники стал первым белорусским вузом, где эту систему опробовали и успешно её используют вот уже несколько лет. Абитуриенту достаточно заполнить заявление и указать специальности по приоритету. Недостаточно проходного балла на одну – автоматически участвует в конкурсе на другую. В прошлом году можно было казать семь специальностей. В этом и вовсе неограниченное количество. Быстро и, главное, удобно и для абитуриентов, и уж тем более для приёмной комиссии. Весь процесс обработки документов автоматизирован.

В прошлом году к эксперименту подключились ещё два вуза Минска – педагогический и экологический. Внедрение такой системы позволило бы управлять потоками абитуриентов не только в пределах одного вуза, но и в целом по стране. И дать молодым людям дополнительный шанс на высшее образование. Если не проходишь по конкурсу в Минске, можно попытать счастья в региональных университетах. Сегодня такой возможности у абитуриентов нет. Казалось бы, областные вузы должны быть двумя руками «за» электронную систему. Но нет. Там к новшеству относятся настороженно, если не враждебно.

Борис Никульшин, проректор по учебной работе и информатизации Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники: «Мы, когда только начали разрабатывать эту систему, столкнулись не столько с техническими трудностями, сколько с организационными. Последние пока не сегодняшний день непреодолимы. Тут нужны движения и со стороны министерства, нужно более решительно менять нормативную базу. И конечно, ректоры. Некоторые ректоры не заинтересованы даже в том плане, что (особенно региональные вузы) отток абитуриентов пойдёт в столицу. И кстати, в 2012 году мы провели пробное такое. Семь вузов подключили. Виртуальное зачисление. То есть абитуриенты указывали специальности семи вузов, которые были в этой корпорации. К сожалению, картина такова, что она ректоров не обрадовала. В частности, в Гомеле 100% абитуриентов первую специальность указывали в Минске. А вообще, конечно, нужно переходить к одному стандарту».

Не исключено, что в ближайшие 2-3 года и этот вопрос будет решён. Пока же Александр Лукашенко порекомендовал чиновникам подумать не только о правилах приёма, но и о том, как ещё заинтересовать будущих специалистов.

Проект указа об утверждении новых правил приёма Президент потребовал доработать. Документ должен быть принят уже в марте, чтобы у абитуриентов было больше времени оценить новшества, а также свои силы и сделать правильный выбор.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram