Скульптуры Владимира Жбанова вознесли на постаменты. Выставка памяти проходит в Минске – городе, который «слепил» гений

Столица получила необычное послание. На конверте-афише мемориальной выставки Музея современного искусства: «От меня…» То бишь Владимира Жбанова. Этот скульптор в конце 90-х навсегда изменил образ Минска. Как, впрочем, и других городов. Не только белорусск

Столица получила необычное послание. На конверте-афише мемориальной выставки Музея современного искусства: «От меня…» То бишь Владимира Жбанова. Этот скульптор в конце 90-х навсегда изменил образ Минска. Как, впрочем, и других городов. Не только белорусских.

До сих пор никто не может просто пройти. Нужно обернуться. Таков «эффект Жбанова». Точнее, скульптур Мастера. Одна задержалась у входа в музей на несколько минут. Пластилиновая «Охота» – часть инсталляции к выставке-посланию того, кого уж нет у станка… второй год.

Жанна Жбанова, дизайнер, вдова Владимира Жбанова: «Хотелось обозначить дату – 60 лет скульптору. И показать, какой он человек. Сколько он работал. Сколько ещё идей не воплощено. Конечно, как у любого художника, есть вещи, которые, где-то лежат на полках».

В то, что все модели Жбанова не вышли из мастерской на улицы, верится с трудом. У нас ставили скульптуру, ему тут же звонили, мол, «Володя, это не твоя?». Автор «Гуся» на Комаровке первым в Беларуси (а может, и в СНГ) снял памятники с постамента. Он сам-то был вполне земным.

Им дают прикурить. Их пытаются оседлать. И даже накормить. В таком отношении к скульптуре заключался авторский манифест, который сейчас звучит над выставкой: «Обнимите себя сильнее, если вы верите искусству и тому, кто его творит». Рукой Жбанова.

Образы Жбанова кураторы собирали по всей стране. На 100 метрах музея – госколлекции и частные запасы. Олигархам нравились его ультрареалистические «Банщики». Немецкий Дюссельдорф хотел купить скамейку. Любуются лепными «белорусочками» в Подмосковье.

Лариса Михнёва, куратор мемориальной выставки «От меня…»: «Адлер настойчиво просил руководство города Могилёва: позвольте поставить нам такого же «Звездочёта»! Потому что аналогов такому памятнику, такой теме нет нигде в мире. Благодаря скульптурам Жбанова мир сделался счастливее».

Мягкий юмор в социальной скульптуре – так сейчас характеризует искусствоведы стиль Жбанова. Мастер оставил не просто «бронзовый» след в истории. Для арт-кумиров наших дней он по-прежнему «лебедь-вожак».

Павел Войницкий, скульптор, ученик Владимира Жбанова: «Среди последних примеров можно назвать, например, «Дзядзьку Міхася» около Колхозного рынка на месте универсама «Таллин». Тоже такой мужчина с уточкой, всё, как положено… с поросёнком. Это, наверное, не подражание. Это как раз и есть то самое, что называется "тенденции"».

Это первая персональная выставка «мэтра пространства под облаками». Лишь здесь публика смотрит ту же «Девочку под зонтиком» на пьедестале. Но даже в таком виде скульптуры Жбанова остаются равными нам.

Подписывайтесь на нас в Telegram