Кто взлетел навсегда

Как это ни парадоксально, но некоторые депутаты Верховной Рады, позиционирующие себя как демократы, требуют запретить в Украине Коммунистическую партию, партию Регионов, а господин Яценюк – один из лидеров оппозиции – вообще договорился до того, что нужно
Кто взлетел навсегда

Как это ни парадоксально, но некоторые депутаты Верховной Рады, позиционирующие себя как демократы, требуют запретить в Украине Коммунистическую партию, партию Регионов, а господин Яценюк – один из лидеров оппозиции – вообще договорился до того, что нужно лишить русскоязычное население Украины гражданства.

На фоне всего этого даже новость из Львова о том, что там вандалы уничтожают памятники советским воинам, погибшим во времена Великой Отечественной, защищая украинскую землю, в частности на площади Рынок демонтировали Памятник Советскому Солдату, прошли почти незамеченными. Мол, до истории ли сейчас?

На этом фоне настоящим подвигом во имя памяти неизвестных солдат Великой Отечественной стал международный проект «Морские крылья Отечества». На этой неделе на родную землю в Беларусь вернулись имена и останки троих наших земляков, погибших более 70 лет назад в боях за Кубань. То есть сражались они, что символично, за мирное небо над Чёрным морем – тем самым, рядом с которым в эти мирные дни проходили олимпийские сражения

Константин Стрельбицкий, военный историк (г. Москва): «Тяжелейшие воздушные бои, с превосходящим противником. Противником, превосходящим не только численно, в количестве машин авиации, но и в материальной части. Но советские лётчики, советские военно-морские лётчики воевали на любой технике, и на любой технике старались одерживать победу над врагом».

Ожесточённое противостояние воздушных армий на Кубани в 1943 году стало частью битвы за Кавказ. Среди лётчиков, кто сражался в небе над Малой Землёй, было немало белорусов. 70 лет спустя останки тех, кто числился пропавшим без вести, обнаружили российские поисковики в окрестностях Геленджика. И начался путь домой – долгие две тысячи километров.

Роман Кондратенко, участник поискового отряда «Подвиг» (г. Геленджик): «Все желали доброго пути, отдавали честь, мы рассказывали, что к чему, и даже один из гаишников попросил нас посмотреть на урну с прахом, отдал честь и поблагодарил нас за доброе дело!»

Первая остановка – историко-культурный комплекс «Линия Сталина» под Минском. Участники поискового отряда «Подвиг» привезли из Краснодарского края капсулу с места гибели Николая Михалковича. Воздушный стрелок бомбардировщика СБ был родом из Копыльского района, он погиб вместе со всем экипажем.

Галина Михалкович, племянница погибшего лётчика: «Мы очень обрадовались. Обрадовались тому, что он не без вести пропавший, как он много лет числился, а что он наконец обретёт покой в нашей белорусской земле».

Арсений Крицкий, руководитель международного общественно-политического проекта «Морское братство нерушимо!»: «Одна судьба – не вернуться из боя. Поэтому если они погибали – их могилой было море, очень много самолётов гибли вместе с экипажем на дне Баренцева моря, на дне Чёрного. Этим повезло, мы нашли останки на берегу, поэтому эти имена вернулись. А так они безымянные, и нет звёзд, обелисков, нечему поклониться…»

В деревне Слобода Лепельского района о судьбе военного летчика Николая Пшенко узнали спустя 72 года после трагедии. В горах под Геленджиком нашли остатки военного самолёта, по бортовому номеру установили, кто им управлял. Останки лётчика доставили на родину и с воинскими почестями похоронили рядом с могилой матери.

Степан Пшенко, родственник погибшего лётчика Николая Пшенко: «Представьте себе – 70 лет его ждали, и тут нашёлся, такое событие! Не передать даже…»

Студент медицинского техникума в Могилёве Сергей Горовцов перед войной занимался в аэроклубе. Когда началась война, ушёл на фронт добровольцем, попал в морскую авиацию. Назад привезли лишь землю с места гибели и обломки самолёта.

Константин Стрельбицкий, военный историк (г. Москва): «Он воевал на ленд-лизовской технике, на истребителе «Аэрокобра». Он налетал меньше 30 часов. За это время он сбил 3 немецких бомбардировщика. Немцам это было понять невозможно – как с налётом младшего курсанта можно выходить в бой».

Сражение в небе над Кубанью историки сравнивают с танковыми боями на Курской дуге. Ежедневно – до 50 групповых боев, а по всей линии фронта в воздухе было до 2 тысяч истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков.

Александр Шимкив, руководитель поискового клуба «Подвиг» (г. Геленджик): «Когда мы находим самолёты, боеприпасов в них зачастую никогда нет. Очень редко самолёты после пожара – то есть они даже топливо выпаливали до последнего. Но гибли все геройски».

Особые условия, уникальные специалисты – морских лётчиков изначально готовили к экстремальным задачам. Именно им в августе 1941 года поручили важнейшее задание – провести бомбардировку Берлина. За месяц морская авиация совершила 86 вылетов на столицу Германии и доказала – с русскими в небе нужно считаться.

Итог масштабной акции «Морские крылья Отечества» подвели в бывшем военном городке Быхова. Здесь с 1946 года по 1991 год стояла морская авиация – советский ответ силам НАТО и надёжная защита своих рубежей.

Площадь Героев в Быхове – уникальное место как для истории войны, так и морской авиации в частности. Здесь стоят бюсты 31 героя Советского Союза – боевых лётчиков. Некоторые из них сажали здесь после войны свои Ил-4. Затем в Быхове разместилась 57-я морская ракетоносная авиационная дивизия – крупнейшее стратегическое соединение, самолёты которого несли на борту ядерные заряды.

По-прежнему в Быхове живут немало офицеров, которые хорошо помнят короткую дорогу до Балтийского, Баренцева и Чёрного морей, помнят и рассказы однополчан-ветеранов. В воздушных боях над Кубанью было сбито более 700 советских самолётов. По данным поисковых отрядов, несколько сотен из них по-прежнему лежат на морском дне. Но поиски имен продолжаются, чтобы, наконец, все солдаты Великой Отечественной вернулись домой.

Подписывайтесь на нас в Telegram