Ни «агро», ни «эко». Всякий ли домик и во всякой ли деревне можно считать агроэкоусадьбой?

Под маркой агроусадеб абсолютно на законных основаниях можно заниматься придорожным сервисом, гостиничным или ресторанным бизнесом: не платить соизмеримые с деятельностью налоги и спать спокойно.

Под маркой агроусадеб абсолютно на законных основаниях можно заниматься придорожным сервисом, гостиничным или ресторанным бизнесом: не платить соизмеримые с деятельностью налоги и спать спокойно. Госконтроль и налоговая инспекция ратуют за более чёткие формулировки в законодательстве.

Отдых от городского шума прямо у оживлённой трассы рядом с автозаправкой. Такая агроусадьба больше напоминает объект придорожного сервиса. Однако разница не просто в названиях. Налоговая нагрузка для владельца агроусадьбы – всего одна базовая величина в год. Это Br130 тысяч. Санстанция не указ. Даже книга жалоб и предложений на агроусадьбы не распространяется. В придорожном кафе РАЙПО по соседству вряд ли такую конкуренцию считают честной. Вот эту усадьбу через дорогу от могилёвского завода тоже не назовёшь ни агро, ни эко. Может, это «промышленный» туризм?

Александр Хамицевич, начальник отдела Комитета госконтроля Могилёвской области: «Считаем, что нужно конкретизировать перечень услуг, оказываемых в этой сфере, выработать критерии, по которым деятельность в агроэкотуризме можно считать предпринимательской. И наконец, усовершенствовать порядок упрощённого налогообложения. Сумма ставок для домика в деревне и шикарного туристического комплекса не могут быть одинаковыми».

Как показали проверки Госконтроля, в некоторых так называемых агроусадьбах в считанных километрах от городской черты с номерами гостиничного типа, банкетным залом, бассейном, арендой беседок годовой доход приближается к миллиарду рублей. У владельца одной из усадеб девять работников заняты только на кухне. Это уже получается не домик в деревне, а целый ресторан. При этом буква закона не нарушена. Чтобы называться владельцем агроусадьбы, достаточно иметь прописку в сельской местности.

Сергей Кулягин, председатель общественного совета по агроэкотуризму Могилёвской области: «В чём цель агроэкотуризма? Возрождение традиций, возрождение деревни. А у нас бизнесмены, почувствовав, что там можно заработать денег, вложили по миллиону долларов, построили гостиничные комплексы – деревню забетонировали, вкатали в асфальт».

Владелец усадьбы Михаил Дудиков из Быховского района считает, что сама идея агроэкотуризма подразумевает помочь сельчанам заработать на гостеприимстве, а за счёт льготных кредитов придать привлекательный вид своим подворьям.

Михаил Дудиков, владелец агроэкоусадьбы: «Если мне выделили кредит, мне его хватило, чтобы отремонтировать один заброшенный домик… Хотя у меня очередь на посещение, у меня нет средств, чтобы развернуть эту деятельность и оказывать услуги придорожного сервиса».

Госконтроль и налоговики подготовили предложения о внесении изменений в законодательство по агроэкотуризму. В усадьбу гости должны ехать за тишиной, натуральными продуктами, на рыбалку или по грибы, убеждён Михаил. А год гостеприимства – повод потрудиться над имиджем агроэкотуризма. И для начала определиться: а что же это такое.

Подписывайтесь на нас в Telegram