На какие только жертвы не приходится идти во имя искусства. Руководителю столичного Театра юного зрителя, который не проработал в этой должности и трёх месяцев, пришлось пожертвовать директорским креслом.
На какие только жертвы не приходится идти во имя искусства. Руководителю столичного Театра юного зрителя, который не проработал в этой должности и трёх месяцев, пришлось пожертвовать директорским креслом. Увольнению предшествовал конфликт с артистами театра. Директор и коллектив не сошлись во взглядах на творческий процесс. Может быть, и удалось бы найти компромисс, если бы не плачевное положение ТЮЗовцев. Труппа вот уже шесть лет скитается по съёмным сценам. Реконструкция родного театра затянулась на неприлично долгий срок.

У постели Марселлы собирается консилиум и в минском ТЮЗе начинается спектакль-фантазия. «Тряпичная кукла Рэггеди Энн» уже шестой год на подмостках. Но не своих – чужих. От чего здесь, то самое «шёлковое» сердце как раз таки и страдает, и болит.

Вера Кавалерова, заслуженная артистка Беларуси: «Всё-таки 6 лет – это огромный срок. Это целое поколение выросло детей, которые ещё ни разу не были в театре, как положено. Это даже не сцена. Это какой-то подиум, для того чтобы поставить трибуну и президиум посадить».

Фасад о шести колоннах. И как тут не поверить в магию чисел? С 1956 года в этих стенах творили чудеса артисты. С 2009 года дают представления строители. Так в чём вопрос? А в том, что, к примеру, пьесу-ремонт в самом Большом театре Беларуси они окончили за неполных три сезона, около того ушло и на Купаловский (к слову, соседа ТЮЗа).

Владимир Грицай, специалист Управления капитального строительства Ленинского района г. Минска: «В результате строительства ещё много нюансов всяких, которые недоработаны были проектом, вот. Поэтому фактически проектировщики здесь почти каждый день бывают».

На четырёх метрах, приспособленных под единственную гримёрку единственного в стране ТЮЗа, рождаются образы героинь. Герои нашего времени заняли туалет столичного Дома литераторов. Лицедеи шутить изволят: мол, в тесноте, да не в обиде. В репертуаре театра для детей, а также их родителей сегодня 25 названий.

Владимир Савицкий, художественный руководитель Белорусского театра юного зрителя: «Масштабные спектакли должны быть в театре. Потому что раньше хотя бы в театре встречались во время зарплаты все. А сейчас? Всё на карточки. Вообще друг друга не знают: кто такие? Театр юного зрителя не может быть бездумным. Есть хорошая формула: развлекая – поучать».

Однако страсти в отдельно взятом театре накалились совсем не по-детски. Во вторник стало известно: ТЮЗ покинул директор, добровольно. А может принудительно? На связь Николай Казюлин, перешедший на руководящую должность в Лошицский Дворец культуры, так и не вышел.

«Если над сценой висит ружьё, оно обязательно в кого-нибудь выстрелит» – сказал когда-то отнюдь не Чехов, а Немирович-Данченко. В ТЮЗе классика жанра стала явью.

Несколько недель публика наблюдала за развитием конфликта двух частей театра: художественной и административной. Николай Казюлин просто решил посоветовать: мол, ставить нужно это, а не то. И вообще: зачем ТЮЗу должность худрука? P.S.: де-факто равная директорской. Режиссёр – человек под заказ. К новой постановке. Артисты и цеха высказали своё «фе» собственнику – городу.

Виталина Рудикова, первый заместитель начальника Главного управления Минского горисполкома: «Рассматриваем различные кандидатуры, которые могли бы возглавить этот коллектив. Мнения будут учитываться, для того чтобы была согласованная работа и спокойная рабочая обстановка. Сегодня исполняет обязанности заместитель по производственным вопросам, который в том числе курирует вопросы строительства».

Татьяна Куцепалова, научный руководитель проекта реставрации театра: «Вентиляция располагается на потолке почти во всех помещениях, что привело к тому, что эти потолки пришлось спускать. И очень значительно. У нас полетели почти все карнизы. Их просто немножечко укорачивали и видоизменяли, с тем чтобы всё-таки характер лепнины остался».

Здание ТЮЗа – объект исторический. Наследие оттепельного 1956 года охраняется государством. К слову, объём сцены – родной, ни метром глубже. В отличие от Купаловского, замечают за кулисами солисты. Поворотный круг собран и уже сдал тест. Пять отдельных площадок поднимаются, опускаются. Заявлены и полётные устройства. Здесь такое нужно.

Владимир Грицай, специалист Управления капитального строительства Ленинского района г. Минска: «Поставки своевременно идут. Тут вопросы с оборудованием. Потому что оборудование российское. Это период очень длительный. Если общестроительные работы где-то в июле будут завершены, то сама наладка, всё прочее – до конца декабря».

Площадь театра увеличится до 10 тысяч квадратных метров. В пристройке разместятся цеха, склады декораций. Из бюджета столицы на это только в нынешнем году выделят около 200 млрд рублей. Правда, в ТЮЗе то и дело слышится: хотим обратно под крыло Минкульта. Но город сдавать оплаченные позиции не собирается.

Виталина Рудикова, первый заместитель начальника Главного управления Минского горисполкома: «Вопрос изменения коммунальной собственности на республиканскую не стоит. Конечно, город заинтересован в этом театре. Это единственный театр такого рода у нас в стране».

Владимир Савицкий, художественный руководитель Белорусского театра юного зрителя: «Всё-таки как бы мы не держались, чтобы мы не делали, мы немножко поистрепались. Уже у всех настроение на градусе каком-то отрицательном. Репертуарный театр – это прежде всего дом».

Спектакль- открытия ТЮЗа уже известен, а сроки открытия уже переносили… Сколько раз? Да сбились со счёта! Главное, уверен худрук, будет, с кем возвращаться домой. Труппа не разбежалась. Кстати, сейчас в театре нет ни одного народного артиста. А ведь достойные есть.

Вера Кавалерова, заслуженная артистка Беларуси: «Актёр – это не плёнка. Нас нельзя прокрутить дважды. Мы каждый раз берём своё сердце, рвём его на много частей и отдаём вам».
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram