Три золота и одну бронзу зимней Олимпиады принесли нашей стране Дарья Домрачева, Надежда Скардино и Алла Цупер. Такого триумфа в истории белорусского зимнего спорта ещё не было.
Быстрее пули
Три золота и одну бронзу зимней Олимпиады принесли нашей стране Дарья Домрачева, Надежда Скардино и Алла Цупер. Такого триумфа в истории белорусского зимнего спорта ещё не было. Трибуны ликовали, а вместе с ними и миллионы телезрителей, напряжённо следивших за выступлением наших девушек. Какой он – вкус победы? Насколько сложным был путь на олимпийский пьедестал?

Из Ванкувера Дарья Домрачева увозила бронзу. И это, безусловно, триумф, но лёгкий осадок останется. Плох тот спортсмен, что не мечтает стать Олимпийским чемпионом. Даша ждала своего золота больше 20 лет. И эта цифра только кажется преувеличенной. После первого победного финиша в Сочи она скажет, что мечтала об этом с шести лет, как только пришла в спорт.

Когда Даше Домрачевой было четыре, её родители-архитекторы переехали в далёкую Сибирь проектировать молодой город Нягань в Ханты-Мансийском автономном округе. Снег и горы повсюду – и это, как минимум, к лыжам располагает. Но в спорт она пойдёт, чтобы угнаться за старшим братом. Даша в шесть лет сама попросит записать её в лыжную секцию. В 1999 году придёт в биатлон. С тех пор первый тренер Альберт Мусин так и будет держать руку на её пульсе.

Он помнит, как Дарья поднималась, ступенька за ступенькой: сборная округа, сборная страны, выезды заграницу, звание мастера спорта – пока ещё России. Первая Дашина винтовка, лыжи, может, и не самая первая пара, но уже музейный экспонат. По этим вещам няганские мальчишки и девчонки узнают, кто такая «наша Даша» за больше чем три тысячи километров от неё самой.

Альберт Мусин и мама Домрачевой станут самыми преданными её болельщиками.

Она не раз будет говорить, как рвалась назад и как одновременно этого боялась. Как примут? Возьмут ли в сборную? Мол, мне уже 17, а на родине обо мне никто не знает! Даша и не подозревала: слухи о ней добрались до Беларуси быстрее, чем она сама.

Сергей Лисичкин, спортивный журналист: «На одном из летних чемпионатов мира разнёсся слух, что скоро к нам приедет девочка из России феноменально одарённая, феноменально быстрая и феноменально точная. И буквально зимой увидел её первый раз на чемпионате Беларуси, а потом поехали мы на Универсиаду, и увидели, что это что-то феноменальное: девушка для своего возраста подготовлена как взрослая».

Сейчас мы покажем уникальные кадры – они лишь однажды выходили в эфир – и только на нашем телеканале. Это Универсиада 2005 года. Дарья Домрачева впервые на международных соревнованиях выступает за Беларусь и даёт своё первое интервью.

Сергей Лисичкин, спортивный журналист: «Все журналисты сразу ждали от этого юного создания медали, ожидали, что она поможет взрослой команде во главе с Зубриловой. Но тренера опытные сразу сказали, не надо ожидать от Домрачевой в 20 лет медалей. Это человек, который проявит себя немножко попозже».

Сегодня мы уже знаем: так всё и сложится. Во взрослом биатлоне она заявит о себе спустя пару лет, но заявит так громко, что спокойно вспоминать это не может до сих пор.

На этапе Кубка мира в Оберхофе – год 2009 – она в масс-старте шла первой, как вдруг на втором огневом рубеже стала стрелять стоя, а не лёжа! Весь мир недоумевал. Но самым «колючим» станет, мягко говоря, недоумение на лицах родных.

Потом она как будто разозлится на себя, одно выступление за другим – Италия, Корея, Канада, Норвегия – то вторая, то четвёртая… За сезон, который начинается в декабре и завершается к концу мая, биатлонисты каждые полторы недели переезжают на новые этапы Кубка мира. Так она подойдёт к сезону перед своей первой Олимпиадой.

Один раз – куда ни шло, но каждый раз по одному промаху – непозволительно, скажет личный тренер по стрельбе, немец Клаус Зиберт – он до сих пор с ней. И всё чаще один неудачный выстрел будет стоить Дарье пьедестала.

Она снова шла первой, но четыре пули как будто случайно влетели в чужую мишень… И это за месяц до ванкуверских Игр! Неровная, нестабильная – так скажут обыватели. Люди же, что называется, от спорта поймут: Домрачева не рассеяна, а чересчур сосредоточена, она так уходит в себя, что не замечает ничего вокруг, ей нужно просто расслабиться, тогда всё пойдёт как по маслу.

Секунды ещё не раз будут решать всё. А тогда ей хватит сил не упустить олимпийскую бронзу. И уже без сомнений весь мир узнает, кто такая Дарья Домрачева из Беларуси.

Он знает, о чём говорит: Пётр Ивашко – трёхкратный чемпион мира по биатлону. Победителей не судят, но мы попросили проанализировать победную гонку преследования в Сочи. В тот вечер он как будто сам бежал с Дарьей Домрачевой.

Пётр Ивашко, трёхкратный чемпион мира по биатлону: «Как зверя выпускают из клетки – так она с таким характером выходила на победу. Когда гонка преследования, психологически такой напряг присутствует, даже когда смотришь по телевизору, сколько раз сам бегал. Все идут в общем скопе, стартуют: кто-то впереди – пару секунд – кто-то сзади, с моей точки зрения, лучше догонять, чем когда тебя догоняют. Она видела, она рассчитывала скорость, рассчитывала свои силы».

Но и в гонке преследования, и в индивидуальном заезде ей аукнется тот самый, единственный, промах. Правда, скорость, с которой Домрачева несётся к финишу, позволяет ей промахиваться.

Чемпион подчёркивает: сочинская трасса, мягко говоря, не из лёгких, а на стрельбу биатлониста может повлиять даже его пульс. После своего первого золота Даша скажет: главное было не потерять голову, когда поняла, что поймала удачу за хвост.

Дарья Домрачева, двукратная олимпийская чемпионка: «Понимала, что мыслями нужно быть здесь и сейчас и не запрыгивать вперёд, что может быть, что не может. В моих мыслях была картинка из дома, где мама смотрит телевизор, я не представляю, какие эмоции она испытывала – наверное, даже сильнее, чем я на пьедестале».

Она посвятит победы маме и. Беларуси. Ответную любовь и той, и другой она слышала, видела, чувствовала. Так принято в биатлоне: если лидер приходит к финишу в гордом одиночестве – это вызывает восторг у болельщиков всех стран. А тут ещё и финиш с национальным флагом. Такое могла себе позволить только она одна. У других спортсменов просто нет такого запаса времени, чтобы рискнуть драгоценными секундами и взять в руки флаг.

Лариса Алексеевна после первой золотой гонки тоже триумфатор. Весь минский офис архитекторов гудит, как улей. Поздравительный плакат, торт и шампанское. А мама скажет: в дочери не сомневалась ни секунды.

Она украдкой говорит о том, чем олимпийская чемпионка делилась с ней по телефону сразу после финиша, признаёт, как приятно, что звонил тренер из Нягани, и расплывается в улыбке, показывая фото дочери без лыж и винтовки.

Есть у Даши и ещё один внимательный зритель, человек, поддерживающий и ждущий побед. Президент ещё накануне первого старта пообщался с Домрачевой. И самые тёплые поздравления с первым олимпийским золотом, тоже от Александра Лукашенко.

Президент не только лично поздравил чемпионку, но и преподнёс Дарье Домрачевой национальный олимпийский знак отличия. За общим столом в этот раз не разбор полётов, а благодарность в адрес друг друга: за национальную гордость и в ответ – за поддержку.

Так, в 27 лет Дарья Домрачева уверенно входит в белорусскую историю. Без преувеличения. Её первое золото ведь тройное: оно первое в сочинской копилке белорусской сборной, первое лично для Домрачевой и первое в истории биатлона суверенной Беларуси. А ведь теперь золотых медалей у Домрачевой две! И 13-й номер не помешал. Впервые у Беларуси есть двукратная чемпионка зимних Олимпийских Игр. А благодаря ещё одной нашей биатлонистке – Надежде Скардино – у белорусов впервые двойной подиум Олимпиады.

Они, конечно, не просто коллеги по команде, но и не «с первого класса вместе». История Надежды Скардино, что называется, с точностью да наоборот. Она ведь из Санкт-Петербурга, до 19 лет жила там, да и вообще была лыжницей. Хотя, кажется, внутренне понимала: лыжи не её конёк. Успех – вспышками, удовольствия от гонок никакого. Дальше так продолжаться не могло. Она была готова бросить спорт.

В 2004 году на юниорских сборах в Питере девушку замечает тренер по биатлону. Предлагает попробовать пострелять. Выходит неплохо, а главное – ей нравится! Так постепенно Надежда меняет не только дисциплину, но и страну. Владимир Плаксин – тот самый тренер, всучивший Надежде винтовку. Белорусский тренер.

И это, выходит, счастливый случай. Скардино одна приезжает в Беларусь и начинает тренироваться. Надежда дебютирует в Кубке мира спустя пару лет, но только с 44 места. Она, конечно, будет набирать обороты, но с оглушительный успех с неба не свалится. В так называемые «цветы» – места с 4-ое по 8-ое – попадёт в 2009 году. Первый подиум ещё через два года. Кстати, тогда же в 2011 году с ней случится казус, который навсегда отобьёт охоту праздновать победу раньше времени. В Ханты-Мансийске спортсменку кинутся поздравлять с бронзой, но победительницей она пробудет всего несколько минут. Итоговая таблица покажет: Скардино – в шаге от пьедестала.

Это особенность индивидуальной гонки. За промах добавляют минуту, а значит, нет победителей и проигравших, пока не финиширует последний биатлонист. Потому в свой сочинский успех 28-летняя Надежда Скардино не поверит до последнего.

Вообще до сочинской Олимпиады она поднималась на пьедестал лишь дважды – на этапах Кубка мира. Тем не менее Надежда – уже признанный во всём мире рекордсмен – по меткости. Её личный рекорд в 129 точных выстрелов становится мировым. Глаз-алмаз для биатлониста, вроде бы само собой разумеющееся, но именно безошибочная стрельба позволяет Скардино претендовать на медали. В скорости она уступает конкурентам, так что именно индивидуальная гонка своего рода профильная для Нади. Все понимали: в Сочи Скардино может выстрелить.

Тост за победу – в Питере могут себе позволить. Свою бронзу Надежда Скардино посвящает семье. Большой, у неё ещё шестеро братьев-сестёр и шестеро племянников – и дружной – не смотря на разные прописки и то, что несколько лет назад не стало Надиного папы. Это он поставил дочь на лыжи. А мама признаётся: никогда не смотрит, как стреляет Надя.

К слову, последние новости из Сочи они узнают от самой Надежды.

Обеих звёзд этой Олимпиады встречала вся белорусская делегация. Президент, будучи в Минске, поздравил Дарью и Надежду телеграммой. А вообще, тепло – так и хочется сказать – о девчонках отзываются все, кто когда-то с ними сталкивался. Да и разве может быть по-другому?

Вместе на работе и вне её, а теперь и вместе на пьедестале. И это общий триумф. Все, кто неравнодушен к биатлону, или просто любит «чистые» победы, в эти дни как будто стали друг другу немножко ближе. Но ведь и это ещё не финал. В Сочи у белорусских биатлонисток впереди три старта и уже завтра Дарья Домрачева и Надежда Скардино выйдут на масс-старт. Возможно, и там им удастся стать быстрее ими же выпущенной пули.
Нынешнее выступление нашей команды на зимних Играх уже можно назвать самым успешным: на сегодня мы в первой десятке. Новость о том, что у Беларуси не две, а три золотые медали и вовсе стала сенсацией. Никто не ожидал, что Алла Цупер, которая не без труда прошла квалификацию, так блестяще выступит в финале.

Удивительное совпадение, но Алла, также как и Дарья Домрачева, выступала под тринадцатым номером. Прыжок был настолько чистым и изящным, что арбитры оценили его почти в 100 баллов. Потрясающий результат! При этом ни одна из главных конкуренток Цупер по суперфиналу не смогла удержаться на ногах. А ведь этой награды могло бы и не быть. После выступления на прошлой Олимпиаде в Ванкувере, где Алла была всего лишь 8-й, она почти ушла из спорта. Полтора года назад родила дочку. Вернуться фристайлистку уговорили тренеры национальной команды летом прошлого года. Возвращение получилось триумфальным.

К этой золотой медали Алла шла 22 года. Спортсменка родом из Ровно. Начинала свою карьеру под украинским флагом. После Олимпийских Игр в Нагано в 1998 году перешла в сборную Беларуси. Конечно, за неё болели и переживали миллионы поклонников во всём мире. В Сочи Аллу поддерживал её супруг, родные спортсменки, они всё так же живут в Ровно, – боялись моргнуть, наблюдая за её выступлением по телевизору. И даже маленькая Лиза, которая сейчас гостит у бабушки с дедушкой, болела за маму, как могла.

Это первое олимпийское золото Аллы Цупер и, возможно, последнее. Даже если она и покинет большой спорт, то это, согласитесь, красивый уход – с высоко поднятой головой и олимпийским золотом.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram