55 тонн ягод не попадут на столы белорусов из-за бесхозяйственности предприятия-заготовщика

Гродненское облпотребобщество закупило ягоды у населения и без сортировки отправило в морозильные камеры. И это не единственный факт нарушения в работе предприятий потребкооперации.

55 тонн ягод: клюква, брусника, черника из Берестовицкого и Волковысского районов  не попадут на столы белорусов. Гродненское облпотребобщество закупило ягоды у населения и без сортировки отправило в морозильные камеры. И это не единственный факт нарушения в работе предприятий потребкооперации. Недостатки в работе Белкоопсоюза обсуждали накануне на совещании у Президента. На то, чтобы повысить эффективность работы, Александр Лукашенко дал чиновником год. Более того, государство готово помочь ведомству дешёвыми кредитами. Однако контролёры уверены, что в большинстве случаев в основе проблем не только отсутствие средств, но и человеческий фактор – обычная бесхозяйственность.

Оптовая цена за килограмм замороженной клюквы – минимум €2. Стоимость этой партии  €110 тысяч, или почти Br1,5 млрд. Столько мог бы получить Гродненский облпотребсоюз за 55 тонн ягоды, которая сегодня мёртвым грузом лежит в холодильных камерах. Первое, что отпугивает потенциальных покупателей, – товарный вид. Хотя мусор в пакетах это ещё не самое страшное. В хранилище – стойкий запах гнили, несмотря на минусовую температуру.

Вадим Рамульт, главный специалист Комитета государственного контроля Гродненской области: «Данная продукция не прошла ни одно испытание. Было вынесено предписание на запрет реализации на территории Беларуси в связи с её некачественным состоянием».

Всё дело в том, что потребкооператоры решили ускорить процесс заготовки. На сортировку ягоды время тратить не стали – сразу в морозильные камеры. Впрочем, в самом облпотребсоюзе предписание контролёров поводом для волнения не считают. Уверены: был бы товар, а покупатель всегда найдётся – менее привередливый, чем белорусы.

Жанна Ильина, первый заместитель председателя правления Гродненского облпотребобщества: «Мы в текущем году порядка только 30 тонн отгрузили на территории республики на переработку, всё остальное у нас постоянный покупатель – страны Евросоюза. Мы проводим исследования продукции дикорастущей на те показатели, которые требует от нас покупатель. И у нас не было ни забраковок, ни возвратов».

Возможно, потребкооператорам и удастся накормить европейцев экзотической ягодно-травяной смесью. Но нарушение технологии заготовки, к сожалению, не единственное нарушение в работе предприятий Гроднооблпотребсоюза.

8 часов в день, 3 дня в неделю, не отрывая глаз от термометра. Температура в чане не должна опускаться меньше 120 градусов. Других способов контролировать процесс стерилизации тушёнки в цеху Волковысского РАЙПО не знают и никогда не знали. Оборудованию уже более трёх десятков лет. Всё на глаз. Двух одинаковых партий тушёнки здесь, как правило, не бывает. И не всегда удаётся вписаться в стандарты качества. Вот и в этот раз контролёры развернули более тысячи банок – вдвое превышен показатель по жирности, что, тоже, кстати, заметно невооружённым глазом.

В перспективе Волковысский цех хотят переоборудовать под засолку овощей. Спрос на квашенья и соленья растёт, а технология производства не требует дорогостоящего оборудования. Пока же решают проблемы по мере их поступления, и не только в гродненской потребкооперации. Большинство предприятий Белкоопсоюза сегодня демонстрируют техническую и технологическую отсталость и не способны конкурировать на рынке.

О том, как повысить качество и эффективность их работы, говорили накануне на совещании у Президента. Большинство организаций, в основном сельские магазины, работают с рентабельностью всего около процента. Ставка на новые торговые объекты. Государство готово помочь доступными кредитами на их строительство, а также на закупки у населения сельхозпродукции. В остальном Белкоопсоюзу придётся рассчитывать на свои силы.

Чтобы вывести отрасль на эффективную работу, Президент дал руководству Белкоопсоюза и правительству год. При этом в погоне за финансовыми показателями потребовал не забывать о главном – о потребностях людей. 70% магазинов Белкоопсоюза расположены в сельской местности. А там альтернативы потребкооперации, как правило, нет.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram