Публика Купаловского театра ожидает «Апошні наезд у Літве». Это вторая, классическая часть названия «Пана Тадеуша», поэму великого Мицкевича поставил знаменитый Пинигин. Кстати, национальная эпопея – первый спектакль под возрождённую первую сцену Беларуси.
«Верю!» пока, наверное, говорить рано. Зато «Свершилось!» уже можно. Два сезона труппа и все цеха старейшего театра республики постигали эпоху Мицкевича. Афиша премьеры – 1881 года. Это фрагмент гравюры (см. видео – прим. ред.) нашего земляка Михала Андриолли.
Сквозь арку времени дают немое кино. То польский «Пан Тадеуш» 1928 года. А сегодня из «тьмы» почти двух веков к нам возвращается сам автор. Поэт-герой, которого нет в эпопее, которую он, Мицкевич, написал. Диалоги и монологи впервые на родном языке.
Под маской классика двух народов – премьер национальной сцены. На этой роли Харланчук один. Первое интервью после четырёх месяцев «молчаливых» репетиций – только ОНТ.
Не заменим актёр и в главной партии пана Тадеуша из окрестностей первой столицы Великого княжества. Виды Новогрудка, Вильно и Мира – замок, основное место «застолья» романа в стихах, сегодня в проекции по зарисовкам нашего Наполеона Орды.
За сценой солисты вяжут Слуцкие пояса поверх суконных кунтушей. «Пан Тадеуш» давно признан энциклопедией жизни нашей шляхты. Гардероб премьеры – около 400 единиц сапог, вееров… Никакого «Made in…», лишь «Зроблена ў Беларусі». Даже сюртук графа, схожего чем-то с пушкинским Онегиным.
Роман Подаляко, актёр Национального театра им. Янки Купалы: «Я падклаў у свой персанаж такую “штучку”, што людзі, якія вяртаюцца з-за мяжы, не важна, з Захаду ці Ўсходу, валодаюць некаторым акцэнтам. Яны ці то тут, ці то там. І як бы там лепш».
На мундирах уланов генерала Домбровского сегодня выпал снег. Это тот самый мороз, победивший Наполеона. Два часа сценической истории: пять дней 1811 и одни сутки 1812 года. Рекруты – студенты Академии искусств.
Народные, заслуженные… Актёров свыше 30 в каждом из двух составов. Кстати, Мицкевич думал сделать заглавным в шляхецкой «былице» (авторский жанр) ксенза Робака. Изначально персонажа звали Жегота. Это имя, а не «Пан Тадеуш» стоит на титуле черновика новогрудской «Иллиады».
Сергей Журавель, народный артист Беларуси: «Он на самом деле демонический. То есть он же, скажем так, скрытный. В какой-то степени он же шпион. “In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti” – это сложно было учить, но тем не менее».
Перед глазами 360 счастливых зрителей (столько мест в переполненном зале) впервые восстала старая Литва – Беларусь. Та самая «Айчызна з васількамі» Мицкевича. И можно сказать уверенно, здесь, на национальной почве, Песняр родился заново.
А следом..? Следом – Париж. В мае белорусского «Пана Тадеуша» сыграют в городе, где написал 12 книг в 10 тысяч строк классик. И в каждой читается чувство ностальгии Мицкевича по родной Новогрудчине.
Подписывайтесь на нас в Telegram