Острова Генина. «Балийский цикл» белорусского парижанина – премьера в Минске

«В поисках рая» провела этот вечер светская публика Минска. И стоит сказать, нашла земной Эдем! Выставка «балийских» пастелей Роберта Генина открылась в Новом корпусе Национального художественного.
«В поисках рая» провела этот вечер светская публика Минска. И стоит сказать, нашла земной Эдем! Выставка «балийских» пастелей Роберта Генина открылась в Новом корпусе Национального художественного. Гостевой вернисаж – первый подарок к 75-летию музея, чьи фонды сегодня стали больше.

Есть на карте дальний остров Бали. Найдёте «кусочек рая» сегодня и в пастелях с натуры Генина. Смотрите, только внимательно: география тонкой линией карандашом. В 1926 году, рождённый на востоке Беларуси, отправился к берегам Голландской Ост-Индии (ныне Индонезии). За «своим» искусством, подобно Гогену на Таити, – думают критики.

Алексей Родионов, коллекционер (Россия): «Здесь уже почти не видно деформаций экспрессионизма, которыми он очень сильно увлекался в конце 10-х – начале 20-х годов в Германии. Мне удалось найти у одного старого букиниста в Москве большую рукописную книгу, россыпью лежало более сотни рисунков. То есть Генин возил их всю жизнь с собой».

Японская бумага, жёлтая калька… Основа под рисунками хрупкая. Сохранность 18 работ с выставки чудесная. Правда, сколько, к примеру, «головок» балиек в цикле либо серии (термины условны), не знают даже открывшие Родине заново гений Генина коллекционеры. Этюды мэтра той самой Парижской школы сегодня «живут» в Северной Пальмире – Петербурге.

Марина Родионова, коллекционер (Россия): «В специальных фолиях и в ящиках. Потому что это пастель – она не предусмотрена для выставочной «деятельности» постоянно. И может выставляться только ограниченное время. Безусловно, в рамах мы держим 1-2 работы. То, с чем мы не хотим расставаться».

Как, впрочем, музеи Базеля, Мюнхена (там долго обитал Генин), Нью-Йорка, Берлина. «Город огней» с 1928 года на обложке «Дальнего острова». По сути книги-отчёта художника о творческом путешествии на Бали, а также соседние Яву и Суматру. Между страниц организаторы вернисажа обнаружили гербарий. Возможно, Генина.

Уж больно похож на «старика Хема» – Эрнеста Хеменгуэя. На самом деле это «Автопортрет» Роберта Генина из коллекции внука художника. Он живёт в Германии и только сейчас осваивает русскую речь.

Но не только семейные ценности держат линию экспозиции. Одели в паспарту (впервые) 20 гравюр-листов из папки «Фигуры и композиции». Это ранний Генин. Год назад главному арт-музею Беларуси их подарил тот же коллекционер Родионов. А сегодня в запасники свежий автограф. Зрители ОНТ видят росчерк первыми.

Светлана Прокопьева, куратор выставки «Роберт Генин. В поисках рая»: «Другое дело с гордостью сообщать о том, что произведение этого художника хранится в фондах музея. Передан один из листов альбома «Демон», который был создан в 1912 году. Таким образом, мы, по сути дела, «открываем» заново имя».

Каталонец Пикассо, немец Ремарк – потерянное поколение. В котором «наши» Шагал и Генин. К слову, о Роберте до Первой мировой нередко писали: «нарисовано под сильным влиянием Марка». Сам же художник считал: на Бали нашёл «свой» стиль, создав лучшие работы. Минск их видит спустя почти 90 лет.

Подписывайтесь на нас в Telegram