Из исторического Слонового зала Мирского замка устроили гардероб. Аксессуары выставки «роскоши» (это слово читается в афишах) – из частной коллекции минчанина Игоря Сурмачевского. На манекенах – модные тенденции сезонов осень-зима» и весна-лето, начиная с восстания декабристов.
Здесь каждый шов haute couture. Ещё без Шанель, Диора, Сен-Лорана. А до Кардена тем паче – «шить да шить». В дымке тюля и муслина – век моды: с 1820 года по 1920 год. Тогда законы стиля, как впрочем, и сегодня, кроила Франция. С авеню Монмартра на манекены Берлина, Минска, а сейчас – выставки в Мире – cul de Paris. Забыли, «светские львицы»? Просто расширенная юбка с воланами.
Ольга Попко, директор музея «Замковый комплекс “Мир”»: «Читала мемуары одной дворянки начала ХХ века, которая уже в те времена писала, что корсет – это очень устаревшее и очень жестокое по отношению к женщинам явление. Она смеялась над эпохой мамы, бабушки, которые носили корсеты. В то же время очень сильно осуждала короткие юбки, которые пришли уже после войны».
Конечно, Первой мировой. А первым войну с корсетами выиграл… мужчина. Поля Пуаре в нулевых ХХ столетия называли «королём моды» по обе стороны океана. Из Нью-Йорка на выставку – это платье невесты. Шёлковый образец 1913 года. Кстати, манекены под стать «подгоняли» при помощи рубанка. Ныне самый мини – «42-й» – оказался макси-размером для барышень Викторианской эпохи.
Анна Стельмах, научный сотрудник музея «Замковый комплекс “Мир”»: «В XIX веке не существовало обуви на правую и левую ногу. Её можно было обувать как на одну, так и на вторую. Чтобы не перепутать, существовали пуговицы. Это ткань, каблук здесь деревянный. Существовал специальный прибор-прищепка для одевания дамской перчатки. Что бы каждый пальчик натягивать на руку, его предварительно расширяли, увеличивали».
В витринах, только уже музейных, – атрибуты кокетства. Веера героинь со старых фотографий – на стенах, шляпки с анютиными глазками, муфты из лебединого пуха… Аромат экспозиции придают наборы для парфюма с монограммами. К примеру, ON – Ольга Николаевна, старшая дочь Его Величества. А это – трубы Радзивиллов. Гравировка питерская – где-то 1830-х. Возможно, бывшей владелицы замка – княгини Стефании, замужем – Витгенштейн.
На рубеже двух веков первой красавицей Империи считали мирскую княгиню с говорящим именем – Клеопатра. Эта женщина воспитала пятерых сыновей и трёх дочерей. Сохранив «осиную талию».
То есть около 50(!) сантиметров. Лишь сейчас видимы мужскому глазу бесчисленные кнопочки и крючки. Карнавальное платье эпохи 300-летия Дома Романовых – первое в новой коллекции костюма замка-музея. Знаменитое изречение «красота требует жертв» старо как Мир.
Подписывайтесь на нас в Telegram