Выставка нонконформистки Ольги Сазыкиной открылась в Музее современного изобразительного искусства

«Мимику лёгких», или «Дневник дыхания», пионерки отечественного нонконформизма Ольги Сазыкиной реконструировали с дополнениями кураторы столичного Музея современного изобразительного искусства.
Логическое продолжение получил нашумевший арт-проект конца 90-х. «Мимику лёгких», или «Дневник дыхания», пионерки отечественного нонконформизма Ольги Сазыкиной реконструировали с дополнениями кураторы столичного Музея современного изобразительного искусства.

Старая мельница Минска сейчас как «Улей» в Париже. Арт-коммуна, где изо дня в день «вдыхают» и «выдыхают» художники. В лидерах арт-процесса – Сазыкина. Мастер, «обнулявший» наше искусство и до, и после перестройки. То есть была, есть и, надеемся, будет... новатором.

Ольга Сазыкина, художник: «Как за спиной страх, так чёрный цвет – это пространство непознанного. Сначала нужно настроиться. Минут 15, 20, а то и 30 уходит на то, чтобы «нащупать» такой истинно внутренний ритм. Это разные виды энергии, которые мы получаем из вне. Это "прана"».

Буквальный перевод термина с санскрита – «жизнь», или «дыхание». 16 лет Сазыкина фиксирует линиями на бумаге своё «Я» и само время. Авторский текст напоминает кардиограмму. Здесь читается волнение. А в этом месте заметно: миру мир. Листы-полотна – далеко не вся выставка.

Ольга Рыбчинская, куратор выставки «Мимика лёгких: реконструкция. Дневник дыхания»: «Это графика – традиционный вид изобразительного искусства, и это современные медиа – это видео, это фотографии. Задача экспозиции – сделать проект, концепцию «художническую» читаемой. То есть дышите на шедевры».

Но руки от объектов в Малом зале музея всё-таки прочь. Оставить след можно только на панели ретро-альбома. В цифровом формате – хроника «Мимики лёгких». Имя своему детищу Сазыкина дала ещё в конце 90-х. Дебют состоялся за границами Беларуси, в альпийской Швейцарии. Там художник-стажёр жила, словно в монастыре.

«Дорогой дневник…» – фраза, с которой, как правило, начинается личное. А что же публичное?.. «Дзякуй!» – это отзывы первых посетителей музея. За окном шагал 1997. Два арт-события того года пересеклись лишь сегодня, в ином веке. И даже более – тысячелетии.

По такому случаю в музее даже задрапировали окно-символ. Это оно на фирменном логотипе. Среди гостей вернисажа замечены коллеги Сазыкиной из советского арт-подполья. По-прежнему актуальные: Хацкевич, Кирющенко… Ждали Цеслера.

Наталья Шарангович, директор Музея современного изобразительного искусства: «Она одна из немногих, кому удалось перейти черту и не остаться в той эпохе, которую мы действительно называем «андеграундом» 80-х 90-х. Конечно, мы будем ещё к ней обращаться. Конечно, мы будем покупать её работы».

Впрочем, «Минск, 2013» – это не точка. Сазыкина обещает вести «Дневник» пастельным карандашом до тех пор, пока её день сменяет ночь. Ровно век назад «Чёрным квадратом» Малевич обнулил искусство.

Подписывайтесь на нас в Telegram