10 декабря в Минске прошло, пожалуй, беспрецедентное совещание у Президента. Обсуждали проблемы в строительной отрасли и усовершенствование работы с руководящими кадрами.
Встреча получилась масштабной – 250 приглашённых, 7 часов выступлений и обсуждений. Приняты конкретные решения. Все мы с вами являемся уже состоявшимися собственниками или потенциальными дольщиками строящегося жилья. А потому нам как потребителям должны быть понятны чёткие правила и ориентиры, которые позволят отрасли больше не давать сбоев в работе. Ведь последние месяцы борьба за быстрое и качественное строительство стала практически национальной идеей.
То, что строить мы умеем, было понятно каждому, кто переступил порог Дворца Независимости. Подобная встреча проходила здесь впервые.
Сделано в Беларуси, белорусами и для белорусов. Дворец Независимости стал не только символом суверенитета, но и брендом нашей страны. Здание действительно уникальное. И надо отдать должное архитекторам, проектировщикам и строителям: сделали, казалось бы, невозможное – Дворец возвели в два раза быстрее проектных сроков. Масштаб, простор и внутренне убранство этого сооружения впечатляют, тем более что всё это на 90% – из отечественных материалов. Просторный холл, огромное количество залов позволяют проводить здесь встречи самого высокого уровня. Дворец уже принимал саммит глав государств Содружества, молодёжный форум с участием Президента, здесь чествовали обладателей государственных премий и наград. Впрочем, обстановка располагает не только к торжественным встречам, но и к рабочим совещаниям. Одно из них прошло здесь в минувший вторник. Кстати, его участники (а это более 250 человек – высшие должностные лица, правительство, банкиры, руководители местной вертикали), готовясь к серьёзному разговору, не смогли отказать себе в удовольствии полюбоваться интерьерами Дворца.
Но разговор в этих стенах, как это ни парадоксально, пойдёт не о достижениях белорусских архитекторов и строителей, а о проблемах в строительной отрасли. Для их всестороннего изучения в июне по поручению Президента была создана специальная межведомственная рабочая группа. Более полугода специалисты инспектировали все проблемные стройки страны. 380 долгостроев, сотни историй несостоявшихся и разочарованных новосёлов – вся информация в оперативном режиме ложилась на стол Президента.
Минск. Новостройка. Срок её сдачи переносили уже четырежды. Дольщики приходят сюда, как на работу. В минувшую пятницу собрались вновь – в очередной раз спросить у строителей и чиновников, как такое стало возможным и когда же они получат долгожданные ключи?
С этими же вопросами во вторник Александр Лукашенко обратился к столичному мэру и к руководителям всех регионов. Почему до вмешательства Президента местная власть сидела сложа руки, годами закрывала глаза на людские проблемы и на застройщиков-аферистов? Как это было в Бресте. Где фирма «Облик» на деньги новых дольщиков пытались достроить дома для старых. Неизвестно, сколько бы ещё лет продолжалась эта строительная пирамида, если бы не попала в поле зрения рабочей группы, а затем и Президента.
Витебск. Горы песка и цемента должны исчезнуть через две недели. 31 декабря этот дом на улице Чкалова будет официально сдан. Фасадные работы и озеленение территории строители перенесли на весну, но подъезды к дому обещают освободить. Мусор до окон первого этажа не лучший пейзаж, про лифт тоже пока можно забыть. Ну, а пока, чтобы этот долгострой исчез с карты Витебска, на стройплощадке трудятся сотрудники сразу десяти предприятий.
Ирина Зверкова, житель г. Витебска: «31 декабря 2013 года у нас должен быть сдан наш дом, действительно, осталось только поднять бокал шампанского 31 декабря, съесть кусок салфетки и загадать это желание, чтобы дом приняли, но чтобы сделали это не формально, а чтобы ключи жильцы получили хотя бы в феврале…»
У каждого потенциального новосёла есть папка с перепиской. Дом когда-то обещали возвести за год – прошло три. Рядом ещё две новостройки. Но их жильцам повезло больше. На старой карте города здесь ещё чистое поле, заместителю директора Управления капитального строительства понадобилось три секунды, чтобы дома появились на бумаге. На деле всё сложнее, пришлось даже менять строительную компанию. Столичная фирма, которая первоначально выиграла тендер, вскоре обанкротилась.
Сергей Матвеев, заместитель директора по жилищному строительству УКС г. Витебска: «Мы с опаской смотрим, у нас уже три компании обанкротились, оставили нам долги, поэтому мы очень аккуратно работаем с новыми организациями, проверяем их, и если партнёр нормальный и надёжный, работаем по нормальной схеме».
В Управлении капитального строительства уверяют, что деньги дольщиков не растворились в чужих карманах, правда, за это время стоимость квадратного метра выросла в три раза до 7 миллионов 300 тысяч рублей. Дом достраивают, но три семьи уже отказались от квартир – новые финансовые условия оказались неподъёмными…
Вместе с витебским домом до нового года будет введено в эксплуатацию 96 долгостроев. Сдачу ещё 88 проблемных домов решено перенести на следующий год. Крайний срок – 1 июля 2014 года.
Сроки, качество, цена. Чтобы эти обязательства исполнялись неукоснительно, Президент потребовал от правительства и Верховного суда разработать типовой договор между гражданами и застройщиками. В нём пропишут обязательства и ответственность и той, и другой сторон. Ведь договорные отношения, которые отдельные фирмы заключали с дольщиками, до недавних пор держались почти на честном слове.
Александр Ярошевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Типовые договоры на строительство разработаны и утверждены, но они больше на стороне подрядчика. Т.е. необходимо проработать с судебной точки зрения, оградить застройщика от нежелательных последствий. От того же банкротства. То есть прописать более чётко некоторые моменты с юридической точки зрения.
Виталий Уткин, участник ЖСК «Фортуна» г. Быхова: «У нас целая эпопея была. Начали строить в 2009 году. И мы ждали эту квартиру уже четвёртый год. Сначала первый подрядчик до второго этажа построил и бросил. И стоял дом месяцев семь... В первую очередь страдают люди, я считаю, что государство должно регулировать отношения между заказчиком и подрядчиком… Я думаю, что сейчас этот механизм будет налажен, если государство обратило внимание на проблему. Я думаю, что те, кто будет застраиваться с этого года, им будет проще».
60 семей Быховского ЖСК «Фортуна» теперь уже шутят, мол, наконец-то эта самая фортуна повернулась к ним лицом. Обещанных квартир они три года ждали и вот, наконец, получили ключи. Начинала строить этот дом частная фирма «Стройинвест». Но в один прекрасный день работы замерли на уровне второго этажа. А затем строители и вовсе ушли по-английски не попрощавшись, но зато прихватив с собой аванс – около 600 млн рублей. Впрочем, это уже история. Новый 2014 год люди встретят в новых квартирах.
Семья Уткиных с радостью показывает своё долгожданное жильё. Осталось только перевезти мебель и можно заселяться. У сына наконец-то будет отдельная комната. Мама Татьяна вжилась в роль дизайнера.
Нонсенс, но в своё время инициатором принятия мер к недобросовестной строительной фирме стал не УКС Быховского райисполкома, а ОБЭП местного РОВД. Оказалось, что на частной компании «висит» долгострой ещё и в Шклове. А общая кредиторская задолженность у горе-строителей превысила 10 миллиардов рублей. Возбуждено уголовное дело. Почему сомнительная фирма была допущена к строительству дома в Быхове и почему местный УКС покорно соглашался на перенос сроков его сдачи? Получить ответы на эти вопросы из первых уст сегодня невозможно. Новый председатель Быховского райисполкома разгребает печальное наследство своего предшественника.
Пока местные чиновники посыпают голову пеплом, новый генподрядчик – Могилёвский домостроительный комбинат – подсчитывает убытки. УКС задолжал предприятию около двух с половиной миллиардов рублей.
Самый действенный механизм – ограничить доступ на рынок строительства жилья. Отныне, если ты гол как сокол, путь туда заказан. За финансовой состоятельностью застройщиков будут следить местные власти.
Ещё один способ оградить стройки от сомнительных и слабых – тщательный отбор игроков. Раньше проектные и строительные организации должны были получать лицензию. Три года назад лицензирование отменили.
Николай Ладутько, председатель Минского горисполкома: «На каком-то этапе развития это принесло эйфорию в свободе действий, и все-все ожидали, что это позволит, наоборот, продвинуться далеко вперёд в создании конкурентной среды в формировании ценовых позиций на рынке. Но, к сожалению, этого не произошло. А то, что касается серьёзных проектов, то здесь в каких-то случаях получили обратную реакцию».
Статистика неутешительная. 80% проектной документации выполняется с ошибками и недоработками. Из 10 тысяч проверенных в этом году Госстройнадзором строек две трети – с нарушениями, браком и дефектами.
Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «Сегодня зачастую организации, которые, как я сказал, может, и подпускать к проектному и строительному делу нельзя, они берутся иногда, выигрывают тендеры. А потом оказываются несостоятельными. К сожалению, контролирующие органы руководствуются одним – кто дал дешевле».
Сегодня в правительстве и в Минстройархитектуры снова вернулись к теме профпригодности строительных организаций. Причём министерство настаивает именно на аттестации, а не на лицензировании.
Дмитрий Семенкевич, заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси: «По той причине, что система лицензирования более формальная. Лицензирование подтверждает право участвовать в том или ином процессе – проектировании и строительстве, а аттестация подтверждает возможность организации участвовать. Чувствуете разницу?»
До 1 января 2015 года аттестацию обяжут пройти не только строительные, но и проектные организации. Крупные государственные институты всё чаще жалуются на частные компании, которые выигрывают тендеры за счёт снижения цены, а выполнить заказы не в состоянии.
Проблема больших проектных институтов – низкие заработные платы, как следствие – массовый отток специалистов, которые, собственно, и создают частные фирмы. Всё бы хорошо, да только выполнить серьёзные заказы они не в состоянии – не хватает опыта, кадровых и технических ресурсов. И всё же специалисты уверены, что конкуренция между государственными и частными проектировщиками должна быть.
Впрочем, строители и проектанты – это важное, но не первое звено в строительной цепочке. Их работа напрямую зависит от профессионализма и адекватности заказчика. Именно он дирижирует в этом оркестре. А каков дирижёр, такова и музыка.
Дмитрий Семенкевич, заместитель министра архитектуры и строительства Беларуси: «Когда мы первое совещание проводили рабочей группы, задали вопрос, почему жилой дом так дорого стоит. Встаёт один из членов рабочей группы и говорит, что так потому, что проектировщик такой запроектировал. Я спрашиваю, а какую вы задачу перед проектировщиком поставили? Ну какую? Жилой дом сделать. Подождите, вы же знали для кого этот дом проектируют. Почему вы эти вещи не сформулировали проектировщику? Элементарный пример: дизайн интерьера комнаты. Так вот это знание должно быть первым делом у заказчика».
И таких примеров, когда «хочу то, не знаю что», достаточно много. И даже когда в роли заказчиков выступают Управления капитального строительства, не факт, что строительный процесс пойдёт как по маслу. Частная смена руководства УКСов, дефицит специалистов, а иногда и просто отсутствие всякого интереса к объекту рождают долгострои, параллельное строительство и проектирование – ещё один бич рынка строительства.
Ещё одна проблема, на которую Александр Лукашенко обратил особое внимание, – коррупция в строительной сфере. И здесь позиция Президента неизменна – нечистые на руку чиновники будут наказаны, невзирая на посты и звания.
В следующем году в стране возведут шесть с половиной миллионов квадратных метров жилья. Из них два с половиной миллиона – с господдержкой. Треть из которых – по госзаказу. Такой способ, и здесь эксперты едины, позволит полностью исключить долгострои и, самое главное, махинации с ценой.
Стоимость квадратного метра жилья, возведённого по госзаказу, будет равна среднемесячной зарплате по стране с поправкой на небольшой коэффициент. И что немаловажно, расчёт цены и среднего заработка будет производиться на момент ввода дома по документам. Если застройщик затянул стройку на месяц-другой и за это время средний заработок вырос, то выплачивать разницу между расчётной и фактической стоимостью ему придётся из собственного кармана, а не из людских, как это происходит сегодня.
Что касается финансирования строительства жилья с господдержкой, Нацбанк заверяет – деньги будут.
Надежда Ермакова, председатель правления Национального банка Беларуси: «То жильё, которое предусмотрено по плану (2,5 тысячи квадратных метров для льготников), ресурсами обеспечено. В принципе, оно уже просчитано. Контрольные обмеры – эта служба в следующем году будет усилена. Очень много случаев, когда есть завышения стоимости, много включают невыполненных работ. Поэтому роль государственных банков тоже будет усилена».
Минстройархитектуры в свою очередь намерено внедрить такой механизм, при котором подрядчику самому будет выгодно снижать стоимость строительства.
Земельные участки под строительство отныне – по требованию Президента – только через аукцион. Практика безвозмездного выделения земли себя не оправдала. Вместо того, чтобы снижать стоимость квадратного метра, застройщики набивают собственные карманы.
Это первое такого масштаба совещание во Дворце Независимости (кстати, длилось оно 6 часов), но далеко не последнее. По мнению Президента, встречи в таком формате необходимо проводить минимум раз в полгода. Темой следующего разговора, вероятнее всего, станут проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве и агропромышленном комплексе.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram