В Национальном художественном музее открыли «Тайну ночи». Точнее 32-х. Столько будет длиться юбилейная выставка Гавриила Ващенко. Своё 85-летие автор монументального «Прорыва» отмечает с июня. Начал вернисажем в родном Гомеле. И наконец, новое от нетипичного «шестидесятника» покинуло культовый «столбик». Так в народе прозвали столичный дом с мастерскими «народных».
Самый известный полешук сегодня встретил рассвет, не сомкнув глаз от заката. Сон в ночь накануне вернисажа, признался Ващенко, теряет с 1956, года дебюта. При этом внешне мэтр всегда бодр, улыбчив, с шейным платком. За его «Крыльями» отныне две галереи: персональная в Гомеле и легендарная – в главном художественном музее страны.
Лишь в Третьяковке сегодня росчерк «Ващенко» на десяти работах. Но здесь и сейчас 67 в рамах – личное. То бишь из мастерской. Неделю автор «Тайн ночи» явно ходил в музей, как на работу. Он сам выбирал, где место «Сумеркам», а где «Старому Днепру» – реке детства под Брагином. С 1986 года малая Родина этого «солнечного мальчика» с картинки – зона без населения.
Наталья Селицкая, куратор выставки «Тайна ночи»: «Он вышел из 60-х годов. Именно в 60-х, во второй половине, сформировался его очень узнаваемый стиль творчества, стиль живописного языка. Зритель тоже погружается в эту медитацию. Здесь уже Ващенко как философ с большой буквы».
Кстати, правильно читать ВащАнка. Акцент на «О» у белорусского классика со времён учёбы в Киеве. Так с ошибкой в паспорте и стал знаковой фигурой в искусстве. В юбилейной экспозиции – созданное за 30 последних лет. Эту дистанцию мэтр называет «периодом зрелости».
За ней следил Коперник, на неё ступал Армстронг… Сколько же Лун (полу- и полных) в трудах Ващенко? Честно пытался подсчитать. Устал где-то на 17-й. Впрочем, черту «итого» не смог подвести даже художник.
Новое должно быть новым. Аист – символ Беларуси, придуманный Ващенко, сегодня летит на считанных холстах. Впервые целый зал, пусть и Малый, отдан пастелям мэтра. Их 19. Это «Ночи»: рябиновая, сиреневая, серебряная... Дань веку любимого Богдановича.
Ольга Архипова, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «Графика, которая вполне может соперничать по своему колориту с живописью. Благодаря тому, что он выбирает очень фактурный материал (картон либо наждачную бумагу), создаётся красивый, тонкий переход цвета в цвет».
За этот «Свет и тень» его ругали в хрущёвскую оттепель. Мол, формалист. Сейчас поздравляют! Кстати, мэтр – потенциальный лауреат премии Союзного Государства от Беларуси. А в арт-справочник страны аист уже принёс очередного Ващенко. Отец и сын схожи лишь внешне. Линии разные.
Подписывайтесь на нас в Telegram