Итоги совещания у Президента: когда исчезнут долгострои, сколько будет стоить квадратный метр и как избавить строительную отрасль от коррупции

364

Высшие должностные лица, правительство, банкиры, руководители местной вертикали  более 250 участников. Сам Александр Лукашенко нынешнее совещание назовёт знаковым. Отчасти и потому, что впервые такой разговор проходит в стенах нового Дворца Независимости. А его масштаб, простор и внутренне убранство, где так ненавязчиво переплетаются простота и торжественность, производят впечатление и на глав иностранных государств, и на молодёжь, и на лауреатов государственных премий, и на опытных и повидавших мир управленцев.

Гости признаются: усиливает впечатление от этого монументального символа Независимости тот факт, что всё это сделано белорусскими руками. Вот он – реальный памятник таланту белорусского архитектора и строителя, хотя речь в этом зале, как ни парадоксально, наоборот, пойдёт о недостатках в этой сфере. Две основные темы – совершенствование работы с руководящими кадрами и проблемы в строительной отрасли, которые порой и возникают из-за управленческих ошибок.

И всё это для того, чтоб ответить на главный вопрос – как сделать, чтобы в будущем не было долгостроев, волокиты при проектировании и необъективного удорожания квадратного метра.

Долгострои появились не вчера. Куда все эти годы смотрела местная власть? Это вопрос губернаторам и руководителями райисполкомов. Ведь это их работа – контролировать, как застройщики выполняют взятые на себя обязательства.

Чтобы впредь не наступать на те же грабли, Александр Лукашенко потребовал от правительства и Верховного суда разработать типовой договор между гражданами и застройщиками, где будут чётко прописаны финансирование, сроки и качество строительства. Ещё один способ борьбы с долгостроями – строительство жилья по государственному заказу.

Ещё одна проблема, на которую Александр Лукашенко обратил особое внимание, – коррупция. И здесь позиция Президент неизменна – нечистые на руку чиновники будут наказаны, невзирая на посты и звания.

Порядок – это то, чего не хватает строительной сфере. С одной стороны долгострои, с другой – погоня за сроками, когда качество уходит на второй план.

Обоснованность инвестиций. Известны случаи, когда строительство объектов начинали без предварительных расчётов, сколько же они будут на самом деле стоить и насколько целесообразно их строительство. Примеров такой бесхозяйственности много, какую отрасль не возьми.

Земельные участки под строительство отныне будут предоставлять только через аукцион. Практика безвозмездного выделения земли себя не оправдала. Вместо того, чтобы снижать стоимость квадратного метра, застройщики набивают собственные карманы.

Качество проектных и строительных работ – ещё одна проблема. 80% проектной документации выполняется с ошибками. В этом году Госстройнадзор проверил свыше 10 тысяч строек. Две трети объектов возводятся с нарушениями, браком и дефектами.

Финансирование инвестиционных программ – ещё одна сфера, где необходим порядок. Из двух десятков объектов госпрограммы-2013 треть – долгострои.

Президент констатировал, что многие объекты становятся долгостроями ещё на стадии проектирования. Проектантов всё больше, а качество их работы с каждым годом всё хуже.

Система контроля в строительстве должна быть целостной, а не от случаю к случаю. Это посыл Президента Госстандарту – проект либо соответствует требованиям законодательства, либо нет. И никаких половинчатых решений.

Говоря о создании строительных холдингов, Президент предостерёг правительство от поспешных решений – никаких искусственных слияний. И потребовал не забывать о людях. У строителей нелёгкий труд, и он заслуживает благодарности. Сегодня Беларусь – это большая стройплощадка. И все проблемы, по мнению Президента, решаемы. Нужно лишь мобилизовать строителей и управленцев.

Вся критика Президента – по делу. С таких слов начал своё выступление премьер-министр. И согласился, что строительная отрасль – от стадии проектирования до сдачи объекта под ключ – должна работать именно системно. И главный упор должен быть сделан на планировании, как бы консервативно это ни звучало. Именно чёткая работа на этой стадии должна стать залогом сбалансированной работы всей отрасли в целом.

Ещё одно предложение правительства – к 2016 году все расчёты за работы – только после завершения строительства. Построил дом – получи деньги. До этого времени будет идти отладка и шлифовка нового механизма работы, заявленного Президентом. Тем более что темпы возводимого жилья определены на высоком уровне. В следующем году в стране должно быть построено 2,5 миллиона квадратных метров жилья с господдержкой. 400 тысяч квадратов уйдёт под арендное и социальное жильё. Ещё полмиллиона – для многодетных семей. Индивидуальное жильё – это ещё 2 миллиона квадратных метров. В общей сложности на жильё в 2014 году выделят Br47 трлн. И эта сумма почти на четверть больше, чем в этом году. Отдельный пункт – малогабаритное жильё.

Критическим получился доклад главы Госконтроля Александра Якобсона. В отчётах контролёров самые частые слова – коррупция, мошенничество и хищение. Столичный регион – рекордсмен и по объёмам строительства, и по количеству долгостроев. Как исправить ситуацию? Мингорисполком полностью поддерживает обязательную аттестацию и лицензирование для строительных компаний.

Президента доводы минского градоначальника убедили лишь отчасти. От руководства Мингориспокома ждут исправления ошибок и конкретных результатов. Как и от столичной области, которую недавно возглавил экс-губернатор Гродненщины Семён Шапиро. И он с ходу предложил перенять опыт института «Гродногражданпроект», когда в одних руках всё – от проектирования до технадзора. Требует коррекций и процедуры объявления конкурсов и тендеров.

В прениях поучаствовали и проектировщики, и производители, и сами строители. В эту сферу государство вложило большие деньги и резонно требует отдачи.

Ещё один важный нюанс – возможность допуска самих строителей к изменению уже существующего проекта. Иногда проектировщики на бумаге видят одно, а на объекте выясняется, что всё может быть проще и дешевле.

Подводя итоги совещания, Президент ещё раз напомнил основные требования, по которым уже с нового года будет выстраиваться работа в строительной сфере. Требования определены, задачи поставлены, времени на раскачку нет.

Проблемные вопросы в строительной отрасли вскрывают ещё один серьёзный недостаток – не всегда квалифицированную работу органов управления. И этому Президент также уделил особое внимание.

Логичным продолжением совещания стала тема совершенствования кадровой работы. Ведь от квалификации управленцев во многом зависят развитие экономики, скорость и эффективность модернизации её отраслей. Александр Лукашенко положительно оценил нынешнюю систему подготовки кадров, в основе которой советские наработки. Когда во власть идут люди с производственным опытом, которые, стоя у руля предприятий, на деле доказывали свою состоятельность. Но в современных условиях, разумеется, повышаются и требования к работе госаппарата.

Как повысить привлекательность и престиж госслужбы – дело только в деньгах или можно задействовать и другие механизмы стимулирования? Как работает антикоррупционный фильтр, в том числе как выполняется поручение Президента о недопустимости пересаживания проштрафившихся чиновников из одного кресла в другое?

Итоги оптимизации госаппарата. Все эти аспекты найдут отражение в проекте Указа «О совершенствовании работы с руководящими кадрами», который сейчас разрабатывается.

Представляя основной доклад, глава Администрации Президента отметил, что в стране создана и работает стройная система кадрового выдвижения: есть резервы, организованы курсы подготовки. Но проблема очевидна: в министерствах и в местной вертикали всё больше вакансий.

Среди предложений главы Администрации – последовательная ротация госаппарата. Кто более 7 лет возглавляет район, должен иметь возможность проявить себя на другом рабочем месте, возможно, с повышением. А также создание системы дополнительного финансового стимулирования. Главный критерий при этом – выполнение экономических показателей. С таким предложением солидарны и губернаторы, которые выступают за большую свободу для поощрения.

Теневая сторона госслужбы – коррупция. С начала года зафиксировано более 2 тысяч преступлений. Генеральный прокурор остановился на фактах, когда руководящие должности на предприятиях занимали люди с судимостью. И это при попустительстве чиновников.

После принятия проекта закона в кадровый реестр не попадут те, кто потерял работу, дискредитировав себя. При этом придётся забыть и о высоких должностях.

Разговор о кадровых вопросах продолжался более 2 часов. За это время Президент выслушал множество мнений о том, как сделать работу госслужащих более мобильной и современной, немаловажный аспект – повышение престижа профессии. В итоге Президент поручил систематизировать все предложения.

В заключение Президент призвал не забывать о смысле, который заложен в самом понятии «государственный служащий». Это не бизнес, не карьерный трамплин, а, прежде всего, служба на благо страны.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента