По исторической сцене Большого театра бродил призрак оперы. У него, к слову, есть и голос, и имя. «Летучий голландец» – раннее творение Рихарда Вагнера – впервые прозвучит в Беларуси. На язык оригинала – немецкий – национальная труппа перешла достаточно легко. Трудности возникли в ином.
Сегодня в Большом началось «с иголочки». Таков каприз режиссёра. Доктор Фрай впервые вывел на сцену солистов и хористов в цветах «Летучего голландца». Нечищеные сапоги – в этом часть имиджа легенды о корабле-призраке. Впрочем, костюмчики также придётся испачкать. И проползти, когда станут декорации, на животе уже по рифлёному железу.
Ханс-Йоахим Фрай, режиссёр-постановщик (Германия): «Здесь Вагнер от А до Я: он написал либретто, сочинил музыку… Это, по сути, и опера, и драма одновременно. Знакомясь с оригиналом “Голландца”, я словно смотрел фильм 150-летней давности. Конечно, на тот момент публика не была готова к такому повороту».
Паруса «Летучий» поднял ровно 170 лет назад. Кстати, в родном Фраю Дрездене. Премьера обернулась провалом. Не приняли сюжет о великой любви с препятствиями ни критики, ни публика. Вагнеру даже прочили скорое забвение. XXI век смахнул пыль с партитуры. В нынешнем сезоне за «Голландца» лишь в СНГ взялись четыре театра.
Манфред Майерхофер, дирижёр-постановщик (Австрия): «Особенно “штормит” оркестр во время увертюры. Это, поверьте, будет хорошо слышно. Но затем стихия постепенно утихает. И ближе к открытию занавеса – романтика!»
Пришлось сегодня узким составом распеваться под рояль. Притом что труппа (а это свыше 70 голосов) пришла в театр с полной уверенностью: нижнее «ля» и верхнее «до» «Голландца» впервые опробуют под сводами основного зала. Виной всему «нос» корабля-призрака. Он так и не всплыл над сценой. Из-за монтажа декораций в Большом отменили все спектакли на неделю. Случай – исключительный.
Станислав Трифонов, ведущий солист Большого театра Беларуси: «В мире нахожусь с потусторонними силами, которым я доверяю свою душу, может быть. И стараюсь не соединять эти две “вещи”, так скажем. То есть не ассоциирую себя с этим персонажем. Всё-таки я несу “костюм”. Будет непросто справиться. Петь эмоциональную музыку и при этом оставаться без движения».
Плащ капитана того самого «Летучего голландца» в Большом доверили «золотому» баритону театра. А ведь у Вагнера напротив партии – бас-баритон. И что? На языке оригинала пьесы уже даже немцы не разговаривают. У нас же споют.
К новому берегу уже не призрачный «Летучий голландец» причалит в дни Минского международного Рождественского оперного форума. Причём это не только спектакль открытия, но и первый в параде премьер под занавес года в Большом театре Беларуси.
Постановка «Голландца» – отечественный вклад в мировой репертуар к 200-летию Вагнера. Этого «революционера» оперы, подарившего её призраку крылья.
Подписывайтесь на нас в Telegram