Реальная экономика

29 ноября у правительства был отчётный, но, увы, не зачётный день. Министры во главе с премьером отчитывались перед Президентом о работе экономики в 2013 году.

29 ноября у правительства был отчётный, но, увы, не зачётный день. Министры во главе с премьером отчитывались перед Президентом о работе экономики в 2013 году.

Из 9 ключевых показателей не выполнены 7: не дотягивают до прогнозного валовый внутренний продукт, экспорт, жилищное строительство, эффективность модернизации. На традиционные вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» ответил Президент. Впрочем, для многих из присутствующих это прозвучало как предупреждение. Последнее.

Пообещал – выполни. Этот тезис стал главным критерием оценки работы правительства в этом году. И судя по тому, что из 9 ключевых показателей развития экономики не выполнены 7, оценка очевидна – неудовлетворительно. Многие эксперты при таких результатах прочили отставки в составе Кабинета Министров. Но Президент команде Михаила Мясниковича дал ещё один шанс, возможно, последний.

За круглым столом собрались те, кто, как принято говорить, делает экономику страны и должен отвечать за результат – министры, главы Национального банка и Комитета госконтроля, губернаторы и руководители крупных предприятий. На фоне обычного в таких случаях оживления в этот раз чувствовалась некоторая напряжённость – разговоры на полтона тише, приветствия более сдержаны. Ничего удивительного: многие присутствующие справедливо рассматривали совещание как «момент истины». Действительно, итоги этого года по многим позициям получились весьма скромными. Это значит – велика вероятность потерять чиновничий портфель. Тем не менее, почувствовав такую атмосферу, Александр Лукашенко в начале разговора предупредил – время кадровых решений ещё не пришло.

Поводов для критики у Президента более чем достаточно. Сальдо (а это разница между экспортом и импортом) торговли уходит в минус. Инфляция, очевидно, пробьёт планку в 12% – это максимум годового прогноза. Провальной Александр Лукашенко назвал работу целых отраслей экономики. Льноводство – из 76 поручений Президента выполнены менее половины. Оршанский льнокомбинат никак не выйдет из затяжного кризиса. Президента приглашали на запуск новой высокотехнологичной линии, но посещение отменили из-за неготовности. У всех на слуху сорванные сроки обновления в деревообработке. Из-за медлительности и волокиты правительства и Витебского облисполкома до сих пор не решены проблемы в кожевенной и обувной промышленности. Северный регион год назад обязался создать 2 холдинга и увеличить производство обуви до 12 млн пар. Год прошёл. Предприятие «Белвест» лишь продолжает концентрировать активы. У других витебских обувщиков – предприятия «Марко» – дела идут быстрее: уже объединили вокруг себя пять фабрик, но и здесь есть «но». Стать владельцами мехового комбината пока не смогли.

Николай Мартынов, генеральный директор группы компаний «Марко»: «Вот мы ещё не завершили стадию приобретения мехового комбината, а без этого мы не можем официально подать документы на проектирование и строительство. По сути, юридически он ещё не наш объект, если уходит на подготовку два-три месяца, это недопустительно, это надо делать быстрее».

Ещё одна серьёзная проблема – складские запасы. Выручка предприятий попросту «замораживается». Вместо решения проблемы на многих предприятиях продукцию перевозят на дилерские склады за пределы страны. Ещё хуже, когда деньги «сжигают» – речь о вложениях в неэффективные проекты. Государство развернуло масштабную программу модернизации, рассчитывая на кардинальный рост производительности и выпуск новой востребованной продукции. На практике зачастую даже после обновления выпускается продукция, которую не спешат покупать. Но альтернативы модернизации, считает Президент, всё равно нет. Однако к выбору проектов необходимо подходить более тщательно.

По мнению премьера, на эффективность модернизации влияет именно кадровая проблема.

Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «Многие кадры, как в центре, так и на местах, сегодня, надо прямо сказать, ещё не способны решать задачи такого уровня сложности, которого требует время. Мониторинг, который мы ведём по 711 крупнейшим предприятиям, показал, что порядка 20% из них не справляются должным образом с модернизацией, ещё 37% идут с отставанием. Это количественные показатели, но важнее эффективность, какова отдача от вложенных средств. И главное здесь – не сжечь деньги».

Правила участия в программе модернизации правительство изменит уже в 2014 году. Предприятиям, чтобы рассчитывать на государственную поддержку, придётся доказывать, что именно их проект эффективен и быстро окупаем. То есть деньги будут выделяться не планово по разнарядке, а конкретным адресатам.

Инвестиционный проект Жлобинского механического завода «Днепр» при необходимости выдержал бы самый строгий отбор. На предприятии с гордостью демонстрируют свою новинку – экскаватор, в котором двигатель и гидравлика – от мировых производителей, всё остальное сделано в Беларуси. Машина стоит €100 тысяч, и это на 20% дешевле зарубежных аналогов, а качество не хуже. Поэтому портфель заказов сформирован на месяцы вперёд.

Александр Козлов, начальник технического отдела Жлобинского механического завода «Днепр»: «Это экскаватор 4 размерной группы, применение которого возможно во всех отраслях экономики. Поэтому я уверен, что он будет востребован».

Вообще завод специализируется на производстве металлоконструкций, но эксперимент оказался удачным. И сейчас на очереди – выпуск уже колёсного экскаватора, модель разработана. Создание новой техники – один из элементов программы модернизации предприятия.

Игорь Никитин, директор Жлобинского механического завода «Днепр»: «Первый этап – до 2015 года, модернизация этого цеха узловой сборки экскаваторов, дальше – строительство цеха по укрупнённой сборке экскаваторов, с 2015 по 2017 годы – строительство цеха по покраске. На сегодняшний день, если человек или предприятие остановится, его сразу же обгонят. Поэтому надо двигаться вперёд, вперёд, вперёд».

На совещании Михаил Мясникович презентовал целый комплекс нововведений, которые призваны обновить белорусскую экономику и сделать её более конкурентоспособной. Вот главные из них. Постепенный уход от перекрёстного субсидирования снизит стоимость энергоресурсов для предприятий. Вырастет бюджетная поддержка промышленности. Снижение ставок до 15-20% сделает кредиты более доступными. Также правительство намерено подставить плечо экспортёрам. Их поддержка в будущем году увеличится почти в полтора раза.

Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «На 2014 год предлагается установить абсолютный диктат экономических показателей: прибыль, рентабельность, деньги на счетах, экспорт и сальдо. То есть от вала в большей степени перейти к эффективности».

Продолжая тему больших денег, Александр Лукашенко предупредил об ответственности тех, в чьих руках они сосредоточены. Банкирам и правительству необходимо работать над сохранением стабильности на валютном рынке.

Касаясь темы торговли, Александр Лукашенко рекомендовал правительству сосредоточиться не на отговорках, мол, белорусское стали меньше покупать из-за кризиса, просел основной российский рынок, а на возможностях.

На гродненском предприятии «Молочный мир» свою продукцию стремятся поставлять, конечно, не на весь мир, хотя признаются – было бы неплохо, но географию экспорта расширяют весьма активно. Среди зарубежных партнёров не только Россия, но и Казахстан, Молдова, Азербайджан, Туркменистан. Своим золотовалютным запасом молочники называют сыры, 30 видов которого активно идут на экспорт. И если сыры разлетаются как горячие пирожки, вывод очевиден – производство надо расширять.

Юрий Шапель, главный инженер предприятия «Молочный мир»: «Это наш инвестиционный проект, за последнее время самый крупный. Предварительная стоимость – €25 млн. Это строительство нового цеха. Цех будет выпускать 40 тонн сыра в сутки. Для сравнения – сейчас 25. Это будет новое современное предприятие. Мы ориентируемся на то, чтобы оно соответствовало не только санитарным и ветеринарным нормам Беларуси и Таможенного союза, но и нормам Евросоюза. Перспектива может и амбициозная, но мы на эти планы рассчитываем и готовы».

На продажах за рубеж «Молочный мир» заработал более $60 млн. В целом экспорт сельхозпродукции и продовольствия принесёт Беларуси в этом году $6 млрд. Но, по убеждению Президента, могло бы быть и значительно больше, будь некоторые губернаторы мобильнее и исполнительнее.

В стране должно было появиться 1208 обновлённых молочно-товарных ферм, но будет 940. И если Гомельская, Гродненская и Минская области справились с заданием, Брестская – с приставкой «почти», то Могилёвский и Витебский регионы серьёзно отстали. Впрочем, ответственность в этой сфере должны разделить с местной властью и руководители аграрной отрасли.

Традиционно наполнение республиканского бюджета во многом будет зависеть от ситуации на калийном рынке и эффективности работы Белорусской калийной компании. В будущем году правительство рассчитывает продать 7 млн тонн удобрений по «очищенной» цене в $300 за тонну. По сути, это чистая выручка без учёта других расходов, в том числе на транспортировку. Итоговая цена, разумеется, будет выше. В штаб-квартире БКК – оживление, идут активные переговоры с партнёрами по всему миру и на ключевых рынках. Вот, к примеру, диалог с покупателем из Бразилии.

Эта сделка, как мы узнали позже, состоится – в Бразилию будет отправлена партия гранулированных удобрений. Сегодня Белорусская калийная компания, можно сказать, восстановила позиции после разрыва с российским «Уралкалием». Такой опыт изменил подходы продаж. Раньше информация о сделках была сосредоточена в руках одного-двух трейдеров, принимающих решение. Сейчас – командная работа. Ещё одно белорусское новшество – развитие контейнерных поставок. Большинство крупных покупателей не хотят создавать запасы на складах, чтобы не терять деньги на остатках. В контейнерах товар уходит покупателю быстро и часто. И это самые выгодные продажи для БКК. Ведь из стран Юго-Восточной Азии и Китая в Европу идут товары в контейнерах. Ранее они пустыми возвращались назад. Теперь в них загружают мешки с удобрениями, и контейнеры разъезжаются по всему миру: будь то Китай, Мексика, Япония или Филиппины.


В 2014 году отслеживать экономические результаты и контролировать эффективность работы правительства будут каждые три месяца.

На пятничном совещании Александр Лукашенко не стал поднимать правительству планку роста ВВП, привлечения инвестиций или экспорта. Кабинету Министров предстоит реализовывать прогнозы, которые он установил для себя сам. Излишне говорить о степени личной ответственности. На кону не только должности, но и репутация управленцев.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram