Дорожные расходы

Любишь кататься – полюби и за дороги платить. Именно так, перефразируя знаменитую поговорку, могло бы выразиться наше правительство по поводу введения, возможно уже с 2014 года, транспортного налога.

Любишь кататься – полюби и за дороги платить. Именно так, перефразируя знаменитую поговорку, могло бы выразиться наше правительство по поводу введения, возможно уже с 2014 года, транспортного налога.

Именно эти деньги и запланировано направить на поддержание наших магистралей. Кому и сколько придётся заплатить?

Транспортный налог не новшество. Подобный платёж в пользу государства в недавнем налоговом прошлом уже был. Именовался он «дорожный сбор», и платили его исключительно предприятия и компании. Лет пять назад дорожный сбор упразднили для упрощения бухгалтерии предприятий. Тогда же правительство нашло вполне разумную схему финансирования дорожных расходов.

За счёт акцизов на топливо: их стали повышать постоянно. В чём удобство? Нет лишних налогов, расчётов и бумаг. Оплата за эксплуатацию дорог взимается автоматически – на заправках. Причём чем больше ездишь, тем больше платишь. Вполне справедливо.

Леонид Фридкин, главный редактор «Экономической газеты»: «Возможность избавиться от лишних налогов и соблюсти интересы бюджета существовала всегда и вполне всех устраивала. Теперь ставится вопрос о том, чтобы вернуть эти налоги, хочется спросить, а как быть с размером акцизов, которые растут ускоренными темпами и их вроде бы никто снижать не собирается».

Но, по признанию правительства, денег на дороги не хватает даже с учётом акцизов.

Анатолий Калинин, заместитель премьер-министра: «Тех денег, которые выделяются в бюджете, к сожалению, недостаточно. И мы считаем это справедливым, когда гражданину-автовладельцу мы должны предоставить комфортные условия проезда по территории республики, соответственно, за это надо платить. Мы планируем с 2014 года установить такой налог».

Так называемый транспортный налог официально именуется как госпошлина за допуск транспортного средства к дорожному движению. По большому счёту, такая формулировка дублирует понятие платы за прохождение техосмотра.

Например, постановление правительства так и именуется: «Положение о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении». После техосмотра выдаётся соответствующее разрешение со схожей формулировкой.

Леонид Фридкин, заместитель главного редактора «Экономической газеты»: «Один из базовых принципов налогообложения – это их экономическая обоснованность. Если люди прошли техосмотр и заплатили за него, почему они должны заплатить второй раз за допуск машины к дорожному движению. Получается, что с них взяли налог только потому, что государству нужны деньги».

Но оставим экономическую дискуссию правительству и экспертам. А теперь язык цифр. Если будем платить, то сколько? Предполагается, что налог ежегодный. Оплата будет зависеть от веса автомобиля, категории (легковой или грузовой), а также статуса владельца (физическое это лицо или юридическое). Транспортный налог – это не белорусская выдумка. Его платят во многих странах, но параметры – иные. В России оплата напрямую зависит от мощности двигателя, в Украине – ещё и от возраста: если автомобилю не более восьми лет – ставка одна, если он старше, то ставка тут же увеличивается в 20 раз. Такой подход – при оплате за регистрацию автомобиля. Так поощряют владельцев более новых экологичных транспортных средств. У нас от таких параметров отказались.

Анатолий Калинин, заместитель премьер-министра: «Мы рассматривали различные формы соответствия либо по мощности двигателя, либо по возрасту автомобиля, но мы видим, что в дорожном движении участвуют и те, и другие. Любой автомобиль оказывает нагрузку на дорожное полотно. Поэтому мы подошли так совокупно».

Предполагаемый диапазон ставок – от 1 до 12 базовых величин. На этой неделе вице-премьер Анатолий Калинин уточнил, что с легкового автомобиля налог в среднем составит примерно 5 базовых величин. В пятницу премьер-министр Михаил Мясникович привёл конкретные примеры: годовой налог на «Жигули» составит
Br390 тысяч, на «Мерседес» – Br1 млн. Хотя, согласитесь, модельный ряд этих марок весьма разнообразен. А если ещё учесть, что в следующем году правительство предполагает поднять размер базовой величины со Br130 до Br150 тысяч, то итоговые суммы окажутся больше. Но, например, о льготах для пенсионеров пока ничего неизвестно.

Анатолий Калинин, заместитель премьер-министра: «Пока мы не рассматривали этот вопрос. Хороший вопрос. Определённые льготы будут предоставлены, но пока не могу сказать, для каких категорий».

Говорят, что введение налога – вопрос принципиально решённый. Скорее всего, он появится с 1 января следующего года. Весомый аргумент «за» – это реальный налог. И в отличие от возможного, но неоднозначного налога с безработных его легко собрать при прохождении техосмотра. Не заплатишь – не поедешь. А если заплатишь и поедешь, то хоть по хорошей дороге. А значит, без лишних затрат на дорогостоящий ремонт.

Подписывайтесь на нас в Telegram