Президент Александр Лукашенко побывал в 61-й истребительной авиационной базе в Барановичах, где в реальном времени посмотрел, как идёт боевое дежурство, а затем ознакомился с образцами вооружения и военной техники.

Президент Александр Лукашенко побывал в 61-й истребительной авиационной базе в Барановичах, где в реальном времени посмотрел, как идёт боевое дежурство, а затем  ознакомился с образцами вооружения и военной техники.

Разумеется, внимательно слушая доклады военных, Главнокомандующий белорусской армии интересовался, есть ли в войсках всё необходимое и что именно из вооружений производят или модернизируют у нас в стране.

Когда Ян Яцына с дипломом Университета информатики и радиоэлектроники шёл устраиваться на свою первую работу, представлял он её в чёрно-белых тонах. Думал, что у нас, кроме Парка высоких технологий, толковому программисту проявить себя негде. Однако как только вошёл в цех по производству беспилотных самолётов, с губ сорвалось лишь одно слово – «космос».

Буквально за несколько лет Беларусь вошла в весьма элитарный мировой клуб производителей самолётов-беспилотников. Сегодня роботизированные самолёты, вертолёты, комплексы воздушной разведки у нас заказывают большими партиями зарубежные партнёры. Во Вьетнаме даже будет построено совместное предприятие. Мировой лидер по экспорту беспилотников Израиль вынужденно сдаёт позиции белорусам. Дело в том, что израильские летательные аппараты работают только при плюсовой температуре, а белорусские – от минус 30 до плюс 50. Поэтому наши беспилотники почти без боя занимают рынки стран с прохладным климатом, ну и, конечно, активно используются в белорусском небе.

Беспилотные возможности оценили не только пограничники. В МЧС умные машины ищут лесные пожары, заблудившихся грибников, контролируют магистральные трубопроводы. Милиция с помощью инфракрасных датчиков уже накрыла несколько подпольных самогонных заводов, контролирует с неба автомобильные потоки, ищет преступников.

Это новейшая разработка белорусских учёных. Беспилотники «Буревестник». Эти крылатые машины будут контролировать воздушное пространство над Белорусской атомной электростанцией. Высокоточная аппаратура определяет уровень радиации, а видеокамера с лазерным дальномером с расстояния в несколько километров распознаёт даже автомобильные номера.

Крылатые роботы от белорусского военпрома с помощью искусственного интеллекта работают автономно. Например, аппарат «Гриф» летает в любую походу и без дистанционного управления. Машина, получив задание, способна самостоятельно его выполнить и вернуться на базу. Но не одними беспилотниками богаты белорусские Военно-воздушные силы. Во время посещения Президентом 61-й истребительной авиабазы в Барановичах военные показали, чем защищают небо Отечества. В боевом строю авиабазы – истребители МИГ-29БМ. Последние буквы означают «белорусский модернизированный». То есть их характеристики улучшены белорусскими специалистами. Именно на этом типе крылатых машин наши авиаторы установили 15 мировых рекордов в скороподъёмности и скорости полёта. Если необходимо, истребители способны перехватывать воздушные цели в любом диапазоне высот и скоростей.

Тактико-тактические показатели – это, конечно, хорошо, но готовность личного состава Александр Лукашенко решил проверить на практике.

Время пошло. Согласно нормативу, не более чем за 12 минут дежурный лётчик должен надеть высотное снаряжение, добежать до самолёта, запустить двигатели, проверить системы и вырулить на взлётно-посадочную полосу. На глазах Президента истребитель приходит в движение через 6,5 минут.

То что, для большинства стран – пока несбыточный рекорд, для белорусского лётчика-майора Олега Турчиновича – привычные будни.

Мирное небо страны охраняют не только самолёты. Круглосуточное боевое дежурство несут вертолёты МИ-8 и МИ-24. Рядом с крылатыми машинами – новейшие образцы военной техники противовоздушной обороны, которая состоит на вооружении белорусской армии.

Отечественные радиолокационные станции «Восток» и «Роса» не только прикрывают белорусское небо, но и пользуются огромным спросом на международном рынке. Показательный пример на полигоне Ашулук в России. Местные лётчики буквально до кочки знают рельеф местности, поэтому на низкой высоте легко скрылись от всех радаров, но не ускользнули от белорусской «Росы». Пилоты сначала даже не поверили, что такое вообще возможно, даже приехали на позицию к белорусам и посмотрели записанное видеоизображение. Скоро белорусские армейцы смогут похвастаться не только наземными обновками – уже подписан контракт на поставку новейших пилотируемых самолётов.

По НАТОвской классификации он проходит под названием «рукавица». Дело в том, что он способен как обороняться, так и атаковать. Бомбы, управляемые ракеты поражают цели и в небе, и на земле. Самолёт обладает практически совершенной на сегодняшний день маневренностью. При этом берёт боевой груз в три тонны и взлетает даже с грунта. В 2015 году Беларусь получит 4 таких машины.

Но покупая новое, нельзя забывать и о хорошем старом. Принцип, который актуален и в армии.

В боевой готовности пока останутся и самолёты СУ-27. Были предложения избавиться от них, так как дальность полёта истребителя без дозаправки – 4000 километров, а компактную Беларусь можно прикрыть МиГами.

Перспективы развития белорусских ВВС и ПВО обсуждали в полевых условиях. Командный пункт – прямо на аэродроме. Боеготовность армии – вопрос, который не теряет актуальности никогда, поэтому в ближайшее время подобная инспекция ожидает и другие войска.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram