15 классических предметов называют одним из самых дорогих приобретений музейного фонда Беларуси последних лет. $120 тысяч – такую стартовую цену за княжеский комплект определили эксперты нью-йоркского аукционного дома «Бонхамс» ещё в прошлом десятилетии.
Сегодня четверг. Потому первым в замке выдвинули четвёртый ящик. На входе – шифоньер, либо «неделька». Этот высокий комод хранил по дням нижнее бельё княгини Марии Антуанетты Радзивилл, урождённой мадам Блан. Чей отец-миллиардер основал казино Монте-Карло. А его зять в 80-х годах XIX века заказал гарнитур. «Сколько стоит?.. Не стоит!» – звучит сейчас как приветствие в музее.
Сергей Климов, директор Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Даже приобретение вещей, которые происходят, может быть, не из основной линии Радзивиллов, – это для нас большое событие, и для Беларуси тоже. Поскольку это полный такой комплект мебели. Константин Радзивилл, он был в замке. В 1914 году навещал своих родственников в Вильно, Полонечке и Несвиже».
В те дни главная резиденция большой семьи отошла к Антонию Альбрехту (чаще просто «Абба»). Дочь князя Эльжбета (сейчас пани 96 лет) – дальняя родня Константина.
В 1886 году светлейший купил у русской императорской фамилии виллу Des Dunes в Каннах. Под дворец и обстановка. К примеру, кресло-бержер – кушетка в стиле короля Луи XVI.
То была Belle Époque, эпоха салонов, когда за этим столом точно сидели прототипы героев семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени» французского писателя-модерниста Марселя Пруста. Среди двух тысяч персонажей саги – герцог де Германт. В миру Константин Радзивилл.
Изначально предметов ручной работы в гарнитуре было минимум 17. Без пары сейчас прикроватная тумбочка. Осталась в памяти и ширма. Экспонат-жемчужина – двуспальное ложе с гербами и короной «некоронованных королей» нашей земли. Сегодня в мастерских музея шьют балдахин.
Марина Войтович, начальник отдела Национального музея-заповедника «Несвиж»: «Гарнитур будет перемещён в покои княгини, где комплект мебели, который состоит из 15 предметов, будет распределён на две комнаты. В одной комнате будет расположена спальня княгини, во второй – будуар».
Либо малая гостиная. Так достоверно стояло в Каннах. Правда, сейчас шкаф-гардероб в разобранном виде. Реставраторы восстанавливают картуш со знаками Радзивиллов. Он похож на этот, с кровати. Кстати, подлинность раритетов подтвердили дважды: в Нью-Йорке и Москве. Для туристов Несвижский замок откроет личное пространство великих князей в пятый день одной из недель декабря.
Подписывайтесь на нас в Telegram