Купляйце беларускае!

Со вторника по пятницу в Минске прошла специализированная выставка «Продэкспо-2013». Десятки белорусских и зарубежных компаний, производящих и торгующих продовольствием, приехали в нашу столицу.
Со вторника по пятницу в Минске прошла специализированная выставка «Продэкспо-2013». Десятки белорусских и зарубежных компаний, производящих и торгующих продовольствием, приехали в нашу столицу, чтобы на других посмотреть и товар показать, а в перспективе, желательно ближайшей, – продать. Ведь, как шутят пищевики, всё приходит и уходит, а кушать хочется всегда.

19-я по счёту международная выставка «Продэкспо-2013» оказалась самой представительной за последние годы. Более 200 компаний из 17 стран. Впервые приехали бизнесмены из Италии, Голландии, Израиля. Интерес к белорусским продуктам питания проявила крупнейшая торговая сеть Казахстана. Знакомство с экспозицией, переговоры и первые контракты.

Выставочная площадка больше напоминает огромный гипермаркет. С витринами мясо-молочной продукции, хлебобулочных и кондитерских изделий. Отличие в том, что за прилавками не продавцы, а менеджеры и руководство предприятий. По ту сторону не столько покупатели, сколько потенциальные партнёры.

На выставке всегда можно узнать о продуктовых новинках и даже попробовать их на вкус. Дегустация не только рекламный ход производителя, но и мониторинг общественного мнения.

Две крупнейших кондитерских фабрики на выставке – соседи по павильонам, на рынке – непримиримые конкуренты. В борьбе за покупателя производители ежегодно презентуют новинки. «Спартак» выпустил сразу 7 брендов, среди них шоколад с йогуртовой начинкой. Партия уже отправилась в Европу, Азию и Латинскую Америку. «Коммунарка» продукцией демонстрирует, что идёт в ногу со временем. К предстоящему мировому первенству по хоккею выпустила коллекцию шоколадных символов чемпионата.

Торговля продовольствием не только экономика, но и большая политика. Развитие внешних продаж и способность обеспечить себя продуктами питания – основные составляющие продовольственной безопасности страны. Сегодня в Беларуси на внешние рынки сельхозпродукцию поставляют 320 предприятий, из них 40 крупные, чей объём продаж превышает 20 млн долларов.

Особенность новой программы «Устойчивое развития села до 2015 года», утверждённой летом Президентом, в выраженной экспортной направленности. В течение пяти лет поставки продукции АПК за рубеж должны вырасти до 7 млрд долларов. Амбициозные прогнозы правительства имеют основания: в мире растут спрос и цены на продукты питания. Беларусь входит в 20 мировых продовольственных экспортёров. А по таким позициям, как молоко, сыр, масло – даже в первую пятёрку. И всё же основной экспорт приходится на мясо-молочную продукцию – почти 70%.

Приоритетными рынками для отечественных сельхозпроизводителей остаются страны СНГ, в особенности государства Таможенного союза – Россия и Казахстан.

Что и говорить, губернаторы российских регионов каждый раз на встрече с Президентом хвалят белорусскую продукцию и килограммами увозят её домой в качестве сувениров, а заодно идеи и технологии развития своего агрокомплекса по белорусскому образцу. Не стал исключением и глава Карелии, который посетил Беларусь на этой неделе. Свой внутренний рынок этот северо-западный регион России картофелем обеспечивает только на 60%, молоком и мясными продуктами – лишь на 30%.

Александр Худилайнен, глава Республики Карелия (Россия): «С большим вдохновением следим за вашими достижениями в сельском хозяйстве. Нам нужно учиться у Беларуси. Были в агрокомбинате «Дзержинский», хочу теперь выделить у себя землю под строительство магазина, чтобы ваши продукты поступали к нам напрямую».

Несмотря на все плюсы работы с традиционным и надёжным партнёром, доля российского рынка в структуре белорусского экспорта будет постепенно снижаться в пользу укрепления наших позиций в Азии, Африке и Америке. По расчётам экономистов, в ближайшие годы объём продаж в эти страны увеличиться вдвое.

Фермерское хозяйство из Брестской области «Пущанская тайна» на выставке «Продэкспо» участвует не столько как экспортёр, сколько как производитель импортозамещающей продукции, более 50 наименований – пряно-ароматические травы, специи, лекарственное сырьё и малина. Всё экологически чистое, без химических добавок и соли.

Изготовить товар, заменяющий импорт – полдела, гораздо труднее его продать. Те немногие магазины, реализующие беловежские специи, выкладывают товар «на уровне сапог». А на уровне глаз в основном стоят импортные производители, в состоянии заплатить за продвижение своего товара, хотя и уступающие белорусским в цене и качестве.

Фермерское хозяйство работает рентабельно, но на дорогостоящую рекламу, признаётся директор предприятия, средств не хватает. Остаётся одно – повышать цену на продукцию, но тогда она станет неконкурентоспособной. Разрешить эту дилемму взялось Министерство торговли.

Ирина Наркевич, заместитель министра торговли Беларуси: «Готовится к подписанию во втором чтении проект закона «О торговле», который устанавливает определённые требования для поставщика и производителя. Говорится о развитии добросовестной конкуренции. Чтобы в маленьких магазинах был определённый товар, а в таких больших, где площадь до 3 тысяч квадратных метров, – чтобы там было больше. У покупателя должен быть выбор».

Для продвижения белорусских брендов руководство торгово-промышленных палат Беларуси и Израиля на этой неделе договорились подключить нашу страны к электронной программе поддержки предпринимательства. В базе данных более 50 тысяч предпринимателей из разных стран. Для участников выставки «Продэкспо» регистрация бесплатна.

Ещё один способ привлечь иностранного покупателя – Tax Free. Беларусь стала первой страной в СНГ, которая подключилась к этой глобальной системе. НДС возвращается иностранцам, за исключением граждан России и Казахстана, которые сделали покупку не меньше чем на 800 тысяч белорусских рублей в течение одного рабочего дня в одном магазине, участвующем в программе возврата НДС. Сегодня эту услугу оказывают 60 магазинов.

Ирина Наркевич, заместитель министра торговли Беларуси: «Сначала мы начинали с наших крупных гипермаркетов, где 90% было отечественных товаров. Сейчас мы говорим о том, чтобы продукты питания были в этой составляющей. Кондитерские товары, печенья, колбасы – эта группа товаров с удовольствием покупается иностранцами. И на это можно оформить чеки Tax Free».

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram