На уходящей неделе Президента встречали на «Керамине». И, судя по всему, были готовы продемонстрировать ему абсолютно всё: и производственные помещения, и, что называется, задние дворы.

На уходящей неделе Президента встречали на «Керамине». И, судя по всему, были готовы продемонстрировать ему абсолютно всё: и производственные помещения, и, что называется, задние дворы. После борисовских отставок у остальных больших и маленьких начальников, похоже, нет иного выбора. Модернизация мышления – не менее важный процесс, чем модернизация технологическая.

Ежегодно в мире производят 15,5 млрд квадратных метров керамической плитки. По два метра на каждого жителя планеты. Законодателями мод на этом рынке признаны итальянцы – это около 300 предприятий, на долю которых приходится пятая часть мирового производства. Белорусам, конечно, до таких объёмов далеко. У нас керамическую плитку выпускают всего три производителя: Брестский комбинат строительных материалов, «Береза-стройматериалы» и самый крупный – минский «Керамин».

Конечно, конкурировать с европейцами непросто, но удаётся. К примеру, на российском рынке наша страна – в тройке крупнейших поставщиков керамической плитки после Италии и Испании. Чтобы удержать позиции, приходится постоянно совершенствовать производство. На «Керамине» модернизация длится вот уже 10 лет. Как идёт обновление? На этой неделе показали Президенту.

Современная плитка, в отличие от мелкоформатных моделей прошлых лет, «выросла» по ширине и по высоте. В июле на «Керамине» запустили новую линию производства керамического гранита.

Керамогранит – один из самых прочных и износостойких отделочных материалов, даже более твёрдый, чем лучшие сорта природных гранитов. Его часто используют для отделки зданий. Это так называемые вентилируемые фасады. По зазору между облицовкой и стеной свободно циркулирует воздух, который убирает конденсат и влагу. Кстати, специалисты утверждают, что качественную матовую плиту керамогранита можно поцарапать только с помощью алмаза. К сожалению, алмаза под рукой нет, остаётся поверить на слово.

Новая линия обошлась в 10 млн евро и позволила втрое увеличить объёмы производства. А ещё обойти многих конкурентов. Широкоформатный керамогранит на постсоветском пространстве выпускают всего 5 предприятий – наше, три российских и одно украинское.

Александр Яновский, генеральный директор предприятия «Керамин»: «Мы заменили некоторые компоненты на отечественные. Это всего 4%, но экономия почти 2 млрд».

Ещё одна технологическая новинка – машина цифровой печати. Президенту продемонстрировали её возможности – несложные манипуляции, и уже через 5 минут с конвейера сходит плитка с символикой Чемпионата мира по хоккею.

Большой принтер, так называют на заводе новое оборудование, позволяет быстро переориентировать производство. Ведь рынок требует не просто объём, а коллекции – не менее 10 новых ежегодно. Какая-то стала хитом, от другой вынуждены отказаться. Реакция на спрос должна быть мгновенной. Единственный недостаток на предприятии, и Президент обратил на него, – отсутствие склада. Продукция лежит под открытым небом. Несколько смутили Александра Лукашенко и объёмы складских запасов: на 2 месяца работы. Но как выяснилось, это необходимость. Оптовым покупателям нужна не просто плитка, а коллекционные партии, а производителю – время, чтобы их собрать. Директор просит Президента разрешить двухмесячные накопления продукции, чтобы за это не было штрафных санкции: разнарядки и контролёры лишь отвлекают от работы.

К руководству «Керамина» у Президента претензий нет. Предприятие динамично развивается, на территории – идеальный порядок. Люди получают достойную заработную плату – в среднем более 7 млн рублей. Общаясь с коллективом, Президент анонсировал важное нововведение, которое коснётся правил приёма на работу.

Сегодня на «Керамине» работают свыше двух с половиной тысяч человек. Главный акционер на предприятии – Минстройархитектуры. Но так было не всегда. Два года назад государство вынуждено было взять завод под свой контроль.

Требование Президента – ориентировать производство на собственное сырьё. Здесь неизбежны аналогии с деревообработкой. Масштабная программа модернизации дорого обходится государству. Поэтому и реакция на попытки её сорвать была и будет жёсткой.

Более 60% своей продукции «Керамин» продаёт на экспорт. Одно время в Минстройархитектуры вынашивали идею объединить всех белорусских производителей керамики в холдинг. Но дальше разговоров дело не пошло. Да и сами предприятия к такому альянсу относятся скептически.

Дмитрий Юркевич, заместитель генерального директора по экономике предприятия «Берёзастройматериалы»: «Мы считаем, что объединение в холдинг плюсов положительных не даст: рыночная здоровая конкуренция будет только на пользу как потребителям, так и производителям. Что касается «Керамина», то мы успешно сотрудничаем с технической точки зрения, никогда не было разногласий и вопросов».

Глядя на конкурентов, и на Берёзовском заводе решили установить линию по производству керамогранита. Стоимость проекта – 150 млрд рублей. Новая продукция сойдёт с конвейера уже в следующем году.

Александр Побожный, главный инженер предприятия «Берёзастройматериалы»: «Без модернизации, без расширения производства не выжить. И первое, что нам дала модернизация, – твёрдо стоять на ногах. Прибыльно, рентабельно работать и дальше развиваться».

А ещё расширить географию поставок. Берёзовской плиткой теперь декорируют дома не только на востоке, но и на западе – в Швеции и Польше.

Это не детский сад, как могло показаться на первый взгляд. Это игровая комната в минском Центре керамической плитки и санитарной керамики. Продумано всё до мелочей, пока родители выбирают дизайн ванной или кухни, их чадо постигает азы дизайнерского искусства.

Торговый центр в Минске – образец грамотной маркетинговой политики. На трёх с половиной тысячах квадратных метров – несколько десятков фактически готовых интерьеров. У покупателя нет шанса затеряться среди всего этого многообразия. Роль гида отводится консультанту, затем за дело берётся дизайнер.

Полтора, максимум три часа, и дизайн-проект готов. Главное, иметь точные размеры помещения.

У «Керамина» сегодня 18 торговых домов и чёткая стратегия развития товаропроводящей сети. Кстати, сейчас предприятие готовится к реализации ещё двух крупных инвестпроектов – один из них по снижению энергоёмкости производства.

Новый энергоисточник позволит экономить до 2,5 млн долларов в год. Александр Лукашенко планы одобрил, а покидая предприятие, напомнил: президентские поручения – закон для управленцев. Чтобы не было, как на «Борисовдреве», когда эти поручения по тем или иным причинам проигнорировали.

Отдельные поручения – мэру Минска. Столица – визитная карточка страны. Порядок должен быть на всех предприятиях. «Керамин» можно взять за образец хозяйского подхода и разумного вложения средств.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram