«Ни дня без строчки»: в цехах Купаловского начали шить костюмы для премьерного спектакля «Пан Тадеуш»

Первый «Пан Тадеуш» на первой сцене Беларуси. В Купаловском театре репетировали новые эпизоды национального проекта сезона. До сих пор эпическую поэму Адама Мицкевича никто не ставил. Пока актёры входят в роль, цеха перешли в режим «ни дня без строчки». Одеть и обуть к премьере нужно 70 персонажей.

Так к сцене подводят каждый образ. Их, кстати, в «Тадеуше» прилично. Лишь с усами – 30 героев. Сегодня как раз была мужская репетиция. Здесь худрук купаловцев едва уловим. В кулуарах театра только и шёпота: мол, сам хочет сыграть. А что – опыт есть! В 1979 году Пинигин был в роли Адама. Сейчас ставит по Адаму, первым.

Николай Пинигин, режиссёр-постановщик: «На нашай “птушынай” мове: мы ножкамі прайшліся ўжо… Першы акт, тры эпізоды засталося другога акта. Каб я ўзяўся за пастаноўку Талстога “Вайны і міра”, напрыклад, гэта тое ж самае. Усё не можа ўвайсці. 400 старонак немагчыма за 2 гадзіны спектакля зрабіць. Але сюжэт мы захоўваем амаль што цалкам».

Под эти звуки в театре сегодня собирают гардеробчик «Тадеуша». Задача посложнее, чем в «Онегине». Он-то, если вспомнить, «как денди лондонский одет». Первыми на манекены садятся шляхетские кунтуши да крестьянские рубахи по форме пяти дней 1811 и одних суток 1912 года (такова хронология поэмы Мицкевича). Никакого «made in…», лишь «зроблена ў Беларусі».

Алёна Игруша, художник по костюмам: «Мы всё пытаемся сшить из льна, сукна. То есть тех тканей, которые могли быть тогда. Есть, конечно, какие-то трудности в обработках. Это стихи, только на сцене, в цвете, в материалах».

Платье в стиле ампир только-только начато. Оно для пани Зоси, возлюбленной Тадеуша. Их, кстати, в театре пара. Точнее, готовят спектакль двумя актёрскими составами. К январю цехам Купаловского необходимо собрать 70 комплектов. Либо около 400 единиц сапог, перчаток, конфедераток. Это такие традиционные для нас и поляков головные уборы с квадратным верхом.

Выход «Пана Тадеуша» – начало следующего года. То есть в дни 180-летия последней точки после десяти тысяч строк Мицкевича. Уже известно, что сыграют премьеру в Париже. Там, где и писал о своей Литве классик двух народов.

Что ждать на афишах? Ответ – ждите! А пока уникальная возможность. Зрители ОНТ первыми заглянут за кулисы «Тадеуша». Триумфальная арка – фрагмент декораций всемирно известного сценографа Зиновия Марголина. Через эти врата к нам и выйдут герои нашей истории.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram