В пятницу во время рабочей поездки на «Борисовдрев» Президент Александр Лукашенко освободил от занимаемых должностей председателя Минского облисполкома Бориса Батуру, руководителя концерна «Беллесбумпром» Александра Переславцева и заместителя главы Администрации Президента Андрея Тура. Главе Администрации Андрею Кобякову объявлен строгий выговор.
Нынешняя поездка Президента в Борисов оказалась весьма поучительной для тех, кто думал, что вместо напряжённой работы можно показывать «потёмкинские деревни» с производственным акцентом. В итоге получилось, что у заранее подготовленной «лесной сказки» получился неожиданно печальный для некоторых финал. И всё из-за того, что у предприятия «Борисовдрев», оказалось, есть две стороны: парадная, подготовленная по маршруту посещения, и та, что должна была остаться за пределами предполагаемой линии обзора.
20-секундного сравнения, в общем-то, достаточно, чтобы оценить выполнение поручения Президента. А именно к 7 ноября 2013 года «Борисовдрев» должен был полностью, без каких-либо послаблений, завершить модернизацию и начать выпуск конкурентоспособной продукции. Плиты МДФ, фанеру, даже знаменитые борисовские спички предполагалось выпускать на новом современном оборудовании. Пока же их строгают точно также, как год и полвека назад. Линия производства МДФ работает, но в тестовом режиме. Следующее звено в производственной цепочке – склад готовой продукции, но про него почему-то забыли.
Деревообработка – энергозатратное производство. И новая котельная на местных видах топлива могла, по расчётам, экономить предприятию до 4 миллиардов рублей в месяц.
Ещё один странный предмет – насосная станция – по словам чиновников, она как бы есть, но её в то же время и нет. Председатель концерна «Беллесбумпром» Александр Переславцев, кажется, совершенно запутался, отвечая на простой вопрос.
Не успели, не дошли руки, пришлось менять проектировщика, не было разрешения… В Борисове строители винили проектировщиков, проектировщики – строителей. Заказчик – и тех, и других. В итоге график исполнения инвестпроекта в очередной раз сорван, не выполнено и поручение Президента. От технологии производства Александр Лукашенко перешёл к элементарному – наведению порядка на территории завода. Убрать мусор, почисть и облагородить территорию – казалось бы, что может быть проще. На деле же здесь всё смешалось: сырьё и мусор, старая техника, неубранные рельсы и куски арматуры и грязь по щиколотку.
Строители мало того, что не особенно торопились выполнять работы, так и то, что сделано, вызывает много вопросов. За формальный подход отвечать пришлось гендиректору Борисовского стройтреста №21.
Год назад на этом же месте Президенту обещали навести к 7 ноября идеальный порядок. Для руководства завода, концерна и области это, можно сказать, был второй шанс. Ведь программа обновления уже тогда была сорвана. Бюрократические проволочки, долгий выбор поставщика оборудования, продолжительный процесс проектирования – такие оправдания приводились в прошлом году. Возможность исправить ситуацию Александр Лукашенко тогда предоставил, попутно наделив руководителей особыми полномочиями, чтобы работа опять не увязла в согласованиях и разрешениях.
Развивать производства, ориентированные на собственное сырьё, – один из важнейших приоритетов развития, который Президент обозначил несколько лет назад. Мотив понятен – тем самым национальная экономика меньше зависит от внешних обстоятельств. Ведь одно дело покупать, допустим, металл за рубежом, а в кризис сырьё дорожает первым и больше всего, и совсем другое – древесину, которая, к тому же, и находится рядом. К тому же леса занимают 40% территории страны, или, по- другому, 9 миллионов гектаров, и являются возобновляемым источником. Ещё одно правило и требование Президента – необходимо делать и продавать не просто обработанную древесину, а продукт с высокой добавленной стоимостью, который купят и у нас, и за рубежом. В новейшей истории белорусской деревообработки переломным стал 2006 год. Тогда Александр Лукашенко, посещая Ивацевичский район, дал предприятиям аванс – списали долги, сформировали инновационный фонд и предоставили субсидии на создание современных производств. По требованию Президента был прекращён сырьевой экспорт леса-кругляка. Также была разработана программа модернизации деревообрабатывающих производств, её общая стоимость оценивается почти в миллиард долларов.
Болезнь потерянного времени, оказалось, поразила всю отечественную деревообработку. Ведь 9 предприятий отрасли, которые начали модернизацию, затянули её сроки не то что на месяцы – на годы. Потребовалась серьёзная встряска, которая произошла в конце прошлого года. Александр Лукашенко тогда по очереди посетил деревообрабатывающие предприятия в Ивацевичах, Могилёве, Витебске и Борисове, не обошлось тогда и без кадровых решений. Настало время отвечать за результат.
В Борисове Александр Лукашенко выслушал краткий доклад каждого руководителя из модернизируемых предприятий. Первым отчёт держал Владимир Шульга, который руководил «Беллесбумпромом», затем за провалы в работе в прошлом году остался наводить порядок на «Ивацевичдреве».
Что касается других предприятий, на «Витебскдреве» практически готовы запустить новую линию, по сути – мини-завод, по выпуску плит МДФ. В Речице перенесли и обновили мебельную фабрику. Бобруйский «Фандок» завершил 4 масштабных проекта, теперь здесь работают над выпуском плит ДСП. Осенью будущего года плиты МДФ будут выпускать на предприятии «Мостовдрев». А в Мозыре идёт перевооружение цеха лесопиления. В Могилёве модернизация предполагает установку линий по распиловке древесины, сортировки материалов, новую котельную и сушильный комплекс.
В Гомеле модернизацию начали с энергоэффективных технологий. Котельная на древесных отходах позволила отказаться от потребления газа. Экономия за год – 3 миллиарда рублей. Ещё один проект – завод лесопиления. Старый лесопильный цех 1967 года постройки выпускал в 6 раз меньше досок, к тому же брёвна приходилось ворочать вручную.
Николай Гренадёр, начальник цеха лесопиления предприятия «Гомельдрев»: «Бригада из 9-11 человек натаскивала брёвна практически вручную: крюками и ломами. Качество и выход продукции был значительно ниже, чем сейчас. Сейчас у меня один человек – оператор лесопильного станка, распиливает брёвна с помощью джойстика и программного обеспечения».
Следующий этап гомельской модернизации – запуск завода по производству древесноволокнистых плит МДФ и ХДФ. Проще говоря, белорусского ламината. Успеть запустить завод в срок необходимо как воздух. Сейчас белорусские деревообработчики по качеству и цене проигрывают россиянам и европейцам.
Геннадий Коротченко, генеральный директор предприятия «Гомельдрев»: «Срок сдачи – декабрь 2014 года, но мы для себя поставили более жёсткие сроки, работают на площадке по 300 человек, работают круглосуточно. И наша задача – к концу года выйти на производительность, а не просто запустить завод».
Подытоживая увиденное и отчёты директоров, Александр Лукашенко принял решение создать комиссию, которая проанализирует работу предприятий деревообработки. Здесь же, у стендов, Президент принял жёсткие кадровые решения.
На следующий день съёмочная группа ОНТ отправилась на «Борисовдрев», чтобы узнать, как на этот раз исполняются президентские поручения. На проходной – подозрительная тишина. Но вахтёр заверила – несмотря на выходной, люди работают.
Пока ждали директора, завязался разговор, что называется, за жизнь. Какова обстановка на заводе, какие зарплаты – а они, кстати, за последний год подросли. И как так получилось – Президент приехал, а здесь такой беспорядок?
В адрес директора Владимира Мальцева, к нашему удивлению, не услышали ни одного дурного слова. Через минуту, кстати, появился и он сам.
Экскурсию по цехам решили отложить на потом, сразу направились по вчерашнему маршруту Президента. Почему накануне не навели элементарный порядок? Вопрос, который нельзя не задать. Директор лишь вздыхает – ответ, какой бы ни был, выглядит попыткой оправдаться. Вину свою не отрицает – критика объективна. Но и ноша слишком тяжела для одного – единомышленников на заводе не так уж и много.
Ту же самую котельную, по словам Владимира Мальцева, могли сдать в срок. В начале года заключили договор с турками. И уже в марте те были готовы приступить к монтажным работам. Но встал вопрос – почему иностранная компания, а не своя, отечественная? Привлекли местный стройтрест, но шли месяцы – а на площадке никто так и не появился.
Упущено не только время, но и деньги. Старая котельная работает на дорогостоящем российском газе, новая – на местных видах топлива. Могли бы уже экономить. Директор признаётся: хорошо, что Президент приехал. Ещё вчера строителей приходилось едва ли не силой тащить на заводскую территорию. Сегодня – все здесь несмотря на выходной.
Груды мусора постепенно исчезают, идёт наладка новой линии спичечного производства. Её обещают запустить максимум через 2 недели. А там, глядишь, и до склада готовой продукции у строителей, наконец, дойдут руки. Опять же – благодаря визиту Президента. Как показывает практика, подобные жёсткие встряски – эффективнее долгих уговоров и призывов работать на совесть. К сожалению….
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram