Расстояние не помеха: товарооборот между Беларусью и Туркменистаном за последние пять лет увеличился в пять раз

Минский автомобильный завод за три года поставил в Туркменистан 5 тысяч грузовиков и автобусов. В основном это техника для коммунального хозяйства и дорожно-строительных работ.

Несмотря на расстояние, Минск и Ашхабад объединяет множество проектов. В образовании – в Беларуси знания получают более 7 тысяч туркменских студентов, в машиностроении – наша техника помогает модернизировать туркменскую экономику, в промышленности – вместе строим горно-обогатительный комбинат на Гарлыкском калийном месторождении.

О любимых уголках Минска Дженнет Ачилова спустя четыре года учёбы в БГУ расскажет не хуже, чем о достопримечательностях родного Ашхабада. Трудности первых курсов позади. Студентка экономического факультета усиленно собирает материал для дипломной работы и с лёгкой грустью говорит о скором прощании с белорусскими друзьями.

Студенты-туркмены (в БГУ их 780 человек) выбирают для продолжения образования международные отношения, экономику, филологию.

Образовательные услуги не зря сравнивают с инвестициями в будущие отношения Беларуси и Туркменистана. Ведь молодые экономисты, технологи, медики, приехав на родину, став опытными специалистами, вполне могут помочь в развитии двустороннего партнёрства. Между странами сегодня действуют пять межвузовских программ, ещё столько же на подходе.

Туркменистану сегодня необходимы не сотни – десятки тысяч квалифицированных кадров! Страна взяла курс на модернизацию экономики. Этот этап развития страны носит по-восточному яркое название – «Эпоха Великого Возрождения». На практике речь идёт о развитии сельского хозяйства, обновлении промышленности, массовом строительстве жилья. И главное, у Ашхабада для этого достаточно средств. Платёжеспособность страны – это четвёртое место в мире по залежам газа и нефтяные месторождения. Экономическая независимость переносится в политическую сферу – в 1995 году Туркменистан объявил  о своём нейтралитете, что означает неучастие в войнах и военных блоках. Впрочем, нейтралитет не исключает сотрудничества в других организациях – в прошлом году именно Туркменистан передал Беларуси председательство в Содружестве Независимых Государств. К слову, Минск в последние годы – среди основных партнёров Ашхабада.

Такая активизация отношений стала возможна во многом благодаря добрым личным связям Александра Лукашенко и Гурбангулы Бердымухамедова. Президенты придерживаются чёткого правила – ежегодно встречаться, проводить ревизию совместных проектов и держать на контроле их исполнение. Предыдущий раз Александр Лукашенко посещал Ашхабад весной 2011 года, год спустя Минск встречал Гурбангулы Бердымухамедова.

Отчасти поэтому отношения между странами сейчас на подъёме, отражением чего можно считать рост товарооборота, основа которого – белорусский машиностроительный экспорт.

К примеру, Минский автомобильный завод за три года поставил в Туркменистан 5 тысяч грузовиков и автобусов. В основном это техника для коммунального хозяйства и дорожно-строительных работ. Причём место под солнцем белорусам пришлось отвоёвывать в острой борьбе с российскими конкурентами. Сегодня 85% рынка занимают наши МАЗы, КАМАЗу принадлежат15%.

Главным же проектом Минска и Ашхабада специалисты считают строительство горно-обогатительного комбината по добыче калийных солей на Гарлыкском месторождении. Мощность будущего предприятия, по структуре оно сравнимо с Солигорском, до полутора миллионов тонн удобрений в год. Проект, который оценивают в миллиард долларов, в заключительной стадии реализации.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram