На сцене Большого театра – «Спартак». Но это не балет 80-го года в постановке Валентина Елизарьева. Сегодня у всемирно известного хореографа – День рождения. Его Маэстро отмечает как зритель. Причём пристрастный вдвойне. Автор жестов первой легенды о гладиаторе – Леонид Якобсон – был другом и старшим коллегой самого юного народного артиста СССР в Беларуси.
Под сводами Большого прольются слёзы. Это финал второго акта «Спартака», самый мощный фрагмент танцевальной фрески.
Пуанты – в сторону, пачки – прочь… Таков «Спартак», победивший балетные каноны, но не классическое искусство. С 1956 – года рождения легенды – линии двух актов ведут в Эрмитаж. Точнее, в залы Древнего Рима, авангардные па по сюжетам античных ваз.
Евгения Штанева, солистка Санкт-Петербургского театра балета им. Леонида Якобсона: «Честно?! Поначалу сложно менять одну обувь на другую. Но с нами работают очень сильные педагоги, которые ставят чётко позировки… И постепенно ты входишь в это достаточно комфортно, удобно».
Якобсоновкий «Спартак» по-прежнему революция из города революций. Спектакль восстановлен этим февралём. Сегодня – первый выход на сандалиях за сцены Петербурга. От репетиции до премьеры – со своим дирижёром и белорусским оркестром.
Андриан Фадеев, художественный руководитель Санкт-Петербургского театра балета им. Леонида Якобсона: «Одному нравится классика, другому нравится современная хореография, третьему – Якобсон. Он ставил всегда на определённых исполнителей. Задача нового поколения – вдохнуть жизнь по-своему в эту пластику».
Патриции, гетеры… Этот балет эротичнее всех 20 версий, что существуют сейчас. Кстати, понятий «прима», «премьер», «кордебалет» в труппе Якобсона нет. 45 человек – артисты. Весь балетный Минск будет буквально соблазнён, как Спартак Фригией.
Анна Игнатьева, солистка Санкт-Петербургского театра балета им. Леонида Якобсона: «Иногда бывают роли, которые приходится играть. А в этой партии я чувствую себя очень органично, мне она очень подходит по моему внутреннему состоянию».
Сюжет сложен, опасен. Правда, травма хорошему танцору не помеха. Да и новое восстание – это не полная реконструкция. Так, почти 60 лет назад публика 4 часа ловила взглядом Рудольфа Нуриева – первого Спартака.
Этот балет уже стал историей сценической и в какой-то степени экранной. Говорят, знаменитая голливудская киноверсия с Кирком Дугласом (нашим земляком) в партии Спартака не что иное, как впечатление от спектакля, который впервые танцуют под сводами нашего Большого.
Лишний билетик спрашивали далеко на подступах к театру. В фойе сквозь бинокли, веера и программки едва заметили Маэстро. Он сегодня именинник. Елизарьев сотворил своего «Спартака» через 30 лет после Якобсона.
И если Якобсон освободил тела, то Арам Хачатурян оставил великую музыку. «Танец с саблями» под сводами Большого будет звучать два дня. На 31 октября билетов тоже нет. Этот «Спартак» того стоит.
Подписывайтесь на нас в Telegram