Обломки подбитого в годы Великой Отечественной войны советского самолёта спустя 70 лет поднимают из-под земли поисковики совместно с бойцами спецбатальона под Могилёвом. Все участники надеются, что им удастся установить имена погибшего экипажа.
Поисковики уже продвинулись на 3 метра вглубь земли. Но до заветного двигателя советского самолёта, подбитого в июне 1943 года, возможно, придётся добираться ещё не метр. Именно на двигателе может сохраниться шифр к истории трагического полёта неизвестного экипажа – номерной знак. О том, что где-то здесь, у деревни Макаренцы под Могилёвом, посреди поля в земле лежат обломки самолёта, хорошо помнят старожилы.
Зинаида Шпаникова, житель д. Макаренцы Могилёвского района: «Он был подстреленный самолёт, потому так урчал, что думали, упадёт на хату. Все испугались, побежали туда, а потом немцы подъехали – и все разбежались».
Останки членов экипажа сельчане захоронили в братской могиле на деревенском кладбище.
Николай Борисенко, руководитель Могилёвского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру»: «Что там осталось? Какие фрагменты? Но 5 человек: 4 человека экипаж и 1 женщина. Женщину определили по косе – коса осталась… Можно будет установить, что это за самолёт, историю его боевого пути, как он здесь оказался в 1943 году? Это оккупированная территория была, до линии фронта было не меньше 400 км. Явно он летел со спецзаданием по линии разведки штаба фронта, либо по линии НКВД со спецотрядом десантников».
На месте крушения самолёта работают вместе поисковики могилёвского историко-патриотического клуба «Виккру» и бойцы 50 отдельного специализированного батальона Минобороны. По предположениям специалистов, это обломки советского военно-транспортного самолёта Ли-2.
В годы Великой Отечественной войны Ли-2 широко использовался в качестве ночного бомбардировщика. Бомбовый прицел находился снаружи на борту кабины, поэтому штурману приходилось высовывать голову. Ли-2 использовался также для доставки различных грузов партизанам в тыл противника и для парашютного десантирования.
Николай Борисенко, руководитель Могилёвского областного историко-патриотического поискового клуба «Виккру»: «Авиационный пулемёт ШКАС – музейный экспонат. Подняли 2 лопасти самолёта. Возможно, должна быть третья в таком окислённом виде. Тоже для музея годятся».
Андрей Тарасевич, командир 1-й поисковой группы 52 отдельного специализированного батальона Минобороны Беларуси: «Мы очень надеемся, что найдём двигатель этого самолёта, на котором будет номерной знак, чтобы установить какой экипаж летел на этом самолёте. По останкам мы ничего сказать не можем. Потому что документов не сохранилось. Единственная надежда – на двигатель».
Найденные немногочисленные останки экипажа самолёта будут переданы для экспертизы в Следственный комитет. Поисковые работы продлятся ещё как минимум неделю. Чтобы пусть и спустя 70 лет сделать всё для того, чтобы люди смогли узнать о ещё одной странице военной летописи.
Подписывайтесь на нас в Telegram