В столице поднимали бокалы с «вином королей» – белым Токайским. Повод? Почти исторический! VIP-открытие первой в Беларуси выставки венгерской живописи. ОНТ – информационный партнёр вернисажа «барбизонцев Дуная». Этот термин объединяет 24 художника, которые так или иначе связаны со знаменитой арт-колонией города Сольнок.
Сегодня «какой портрет, какой пейзаж…» – слова, сказанные к этому вернисажу. 39 холстов, картонов, линогравюр – вдоль стен Национального художественного. Точнее, Новой галереи музея. Что ж, весьма символично! 111 лет назад такие, как Вилмош Аба-Новак, Петер Сыле и уже тогда классик Ласло Меднянский, записались в авангард искусства Европы.
Ласло Хорват, директор Государственного музея им. Яноша Дамьянича (Венгрия): «В 1944 году Сольнок бомбили. Можно сказать, что город был практически стёрт с карты Венгрии. И – о, чудо, наша коллекция не пострадала! Вообще эти картины пережили две мировые войны. Они побывали почти во всех странах Европейского союза. Их видели не так давно финны, немцы, французы».
У них (галлов) учились мадьяры. И сейчас всё чаще говорят: колония Сольнок – это как парижский «Улей» (всемирно известная арт-комунна, колыбель той самой Парижской школы живописи). В 1902 году на берегу Тисы – самого длинного притока Дуная – возвели 12 мастерских.
Светлана Прокопьева, куратор выставки «Венгерская рапсодия. Художники Сольнока»: «Это поколение венгерских художников работало не только в Будапеште, но и в Париже в зимний период времени, а летом устремлялось в Сольнок. Отбирая комплект выставки, мы старались максимально представить весь XX век. То есть от начала формирования колонии до где-то 70-х годов».
Правда, это лишь точка минского вернисажа. К примеру, в бывшей студии Лайоша Сланьи по-прежнему пахнет красками. Здесь обитает и творит уже шестое поколение художников Сольнока. Его музей – крупнейший в центральной Венгрии – отмечает 80-летие в гостях у белорусов.
Вилмош Сиклавари, Чрезвычайный и Полномочный Посол Венгрии в Беларуси: «Я не видел эти картины. Конечно, я был несколько раз в Сольноке, был и в музее. Эти картины доказывают, что у нас в этом жанре есть тоже великие».
Только знают о них, как правило, искусствоведы. Для масс Венгрия, скорее, связана с говяжьим гуляшом, зажигательным чардашем, некогда всесоюзным курортом Балатон, на берегу которого установлен памятник королеве мадьяр Анастасии – внучке полочанки Рогнеды.
До сих пор мы слушали 19 рапсодий Ференца Листа, а сегодня впервые увидели эпическую песнь в живописи. Даже в годы единой Организации Варшавского договора оттуда сюда ничего не привозили.
А эта выставка может и задержаться. Есть идея показать «барбизонцев Дуная» в Гомеле, Могилёве, Гродно. И, как стало известно, в следующем году в Беларуси пройдут Дни культуры Венгрии – первые в истории.
Подписывайтесь на нас в Telegram