Спектакль не для всех: в рамках «TEARTа» показали 5-часовую антиутопию «(А)поллония»

Публика Международного «TEARTа» знакомится с «(А)поллонией». Это и имя главной героини, и название спектакля-антиутопии. К слову, самой долгоиграемой премьеры форума. Без малого пять часов актёры варшавского Нового театра проведут в застеклённой комнате-б

Публика Международного «TEARTа» знакомится с «(А)поллонией». Это и имя главной героини, и название спектакля-антиутопии. К слову, самой долгоиграемой премьеры форума. Без малого пять часов актёры варшавского Нового театра проведут в застеклённой комнате-боксе.

Этим утром Аполлония (сценические данные актрисы) отправилась в Минское гетто. Вернее туда, где было. Она тихо считывала тексты на граните. Холокост, нацисты…  слова, которые ещё раз скажет вечером. Уже не сравнимым с московским, лондонским… Там давече играла, а здесь прожила.

Магдалена Челецкая, актриса Нового театра Варшавы: «Жизнь это высшая жертва человека ради человека. Пример когда-то нам дал Христос. Моя Аполлония, пряча евреев во время войны, делает такой же жест. Она подвергает опасности свою семью, погибает… Но оправданно ли?! Вот в чём вопрос зрителю».

Задать его нам, белорусам, соседи-поляки готовились пять суток. Столько ушло на монтаж конструкций. К слову, туалетную комнату собирали полсотни человек. Видеоэкраны, усиленный свет  груз из Варшавы стал самым сложным проектом минского форума. А ведь предупреждали: этот Новый театр раздвигает границы. Но не сцены театров Европы.

«Chercher la scène!» звучит как приговор для любого фестиваля, который хочет показать «(А)поллонию». Декорации спектакля гигантские. На «TEARTе» думали и даже заявляли изначально в афишах «Минск-Арену». Но там случился хоккей. И сегодня актёры впервые играют под сводами легкоатлетического манежа.

Полтысячи кресел заняты на пять часов. Дают мистерию с двумя антрактами. К слову, буква «А» в названии отделена скобками. Почему? Так захотел режиссёр Кшиштов Варликовский. Ученик Бергмана сегодня сел в театре на место учителя. То есть он лучший на континенте.

Войчех Калярус, актёр Нового театра Варшавы: «Это самый интересный этап в моей жизни. Десять лет мечтал и, наконец, я работаю с Варликовским. Испытание? Да, «(А)поллония» это трудно! Я счастлив уже после, когда всё заканчивается».

В «(А)поллонии» Варликовский фактически разрушает миф о Польше как о вечной жертве. Мол, Родина виновата в катастрофе не меньше Германии. Для публики спектакль тоже своего рода битва  за понимание. Знакомой и далёкой истории. Польский сезон «TEARTа» только начинается.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram