Умерить аппетиты

Национальный банк обязал коммерческие банки умерить аппетиты по потребительским кредитам. Значит ли это, что кредиты подешевеют?

Национальный банк обязал коммерческие банки умерить аппетиты по потребительским кредитам. Значит ли это, что кредиты подешевеют?

Борьбу с дорогими потребительскими кредитами Национальный банк ведёт давно. И вот предложен новый способ. Дорогие кредиты не запретят, но выдавать их банкам станет экономически невыгодно.

В чём идея? Очень упрощённо. Нацбанк разбил потребительские кредиты на три категории – в зависимости от степени дороговизны. Диагностика – через ставку рефинансирования. Чем дороже кредит, тем выше степень риска, тем больше у банка в «кубышке» должно быть отложено резервов «на всякий случай». Если ставка по кредиту не более чем 2,5 раза превышает этот показатель – всё хорошо. Средний уровень – проценты по кредитам лежат в диапазоне 2,5 – 3 ставок рефинансирования. В этом банку придётся прилично нарастить свой капитал, то есть зарезервировать, практически заморозить деньги на непредвиденные обстоятельства. Для супердорогих кредитов – если они в три раза превышают ставку рефинансирования – требования ещё жёстче. В общем, некоторые банки просто не найдут денег, чтобы увеличить свой капитал. А многие будут искать для него более эффективное применение.

Цели Нацбанка благие – снизить кредитные риски и для заёмщика, и для банка. Ставки по быстрым кредитам зашкаливают. 90-100% и даже 130% – вполне обычное предложение. Вернуть такие проценты для человека с небольшим доходом непросто. А значит, и для банка растут риски невозврата. Но белорусские банки и заёмщики ещё очень далеки от опасной черты. Уровень просроченной задолженности по таким кредитам – чуть более 1%. Это немного. Нельзя сказать, что белорусы закредитованы. Особенно на фоне наших соседей. Эксперты усматривают ещё одну причину для нововведения – война с импортом.

Андрей Жишкевич, председатель коммерческого банка: «Нацбанк воспринимает потребительское кредитование как источник внутреннего спроса, который в Беларуси в потребительском секторе чаще всего означает спрос на импортные товары. Чем больше кредитов, тем сложнее Нацбанку бороться с отрицательным сальдо внешней торговли. Опосредованно».

Новация банкиров, конечно, не радует. Субъективно и вполне объективно. Методика определения дорогих кредитов вызывает вопросы. По ней практически все нынешние потребительские кредиты попадают в категорию дорогих.

Андрей Жишкевич, председатель правления  коммерческого банка: «Идеологически я согласен с таким подходом сейчас, когда реально депозитные ставки двукратно превышают ставку рефинансирования, сейчас кредитная ставка является не столь объективной и не позволит даже нормальным банкам полноценно в этом потребительском кредитовании присутствовать».

Какой прогноз? Вероятно, на рынке останутся только мелкие банки, которые специализируются на экспресс-кредитах. А вот крупные, которые как раз и предлагали такие кредиты по умеренным ставкам, скорее всего, свернут эти программы. Причём совершенно безболезненно. Ведь у них много других бизнес-направлений. Их место могут занять так называемые небанковские микрофинансовые учреждения. За последний год их расплодилось немало. Они предлагают небольшие кредиты без справок о доходах, без поручителей, с доставкой денег на дом. Но стоимость такой услуги – 600-700% годовых. На фоне таких процентов сейчас банки выглядят просто благотворительными организациями. Ну, а при средненькой финансовой грамотности белорусы вряд ли будут себя ограничивать.

Как раз такие организации в отличие от банков – бесконтрольные. Им закон не писан. Просто потому, что закона нет. Уже давно Нацбанк предлагает взять микрофинансовые организации под свою опеку. Разработан даже проект указа. В нём чётко расписаны правила игры. Среди прочего очень важный момент – Нацбанк имеет право ограничивать для них максимальную кредитную ставку.

Новый механизм по ограничению ставок для банков заработает с 1 января 2014 года. Было бы очень кстати, если бы к этому времени появился указ по микрофинансовым организациям. Иначе на рынке могут остаться лишь ростовщики, а не кредиторы.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram