В октябре вступает в силу закон о конфискации автомобиля у нетрезвых водителей. Мера жёсткая, но, говорят в ГАИ, – вынужденная.
Доездились...

В октябре вступает в силу закон о конфискации автомобиля у нетрезвых водителей. Мера жёсткая, но, говорят в ГАИ, – вынужденная.

В Молодечно в пьяном виде был задержан печально прославившийся Роман Ментюк. 5 лет назад он таранил «живой щит» на Минской кольцевой автодороге. Выходит, даже тюрьма этого человека ничему не научила. Роман Ментюк попал на телеэкраны и первые полосы газет из-за громкой аварии, вернее, скандала. 2 марта 2008 года он пьяный и без прав мчался по трассе Минск – Микашевичи со скоростью 180 километров в час. Чтобы его остановить, сотрудники ГАИ выставили на дороге несколько попутных автомобилей в качестве заграждения. Причём люди оставались в машинах, когда пьяный Ментюк на полном ходу протаранил живой щит.

Несколько человек получили тяжёлые травмы. По счастливой случайности, никто не погиб. Сотрудники ГАИ, устроившие живой щит, получили по два года лишения свободы – условно. А Ментюк тогда убежал в Россию, но был пойман в Москве и экстрадирован в Беларусь, где получил 5 лет общего режима, благополучно отсидел 4 из них и вышел год назад. По амнистии. Он и до этого уже был трижды судим, в том числе и за угон авто, но когда в 2008 году давал интервью нашему телеканалу, считал себя не иначе как жертвой.

Роман Ментюк, виновник происшествия: «Не надо было с нами как с террористами. Я нормальный человек, нормально соображаю».

Насколько Роман нормальный человек и как соображает, вся страна теперь смогла убедиться ещё раз. Ментюка снова поймали за рулём без прав и пьяным. На этот раз нетрезвый лихач рассекал ночью по улицам Молодечно. Коррективы в психику преступника не внесли ни тюремный срок, ни воспоминания о тяжёлой аварии.

А это ещё один патологически пьяный водитель. 1 октября он играл в «догонялки» с ГАИ на улицах Гродно. После того как лихача всё же подрезали, остановили и извлекли из-за руля, состоялась красноречивая беседа с инспекторами.

Этот водитель попался пьяным за рулём уже в шестой раз. И это далеко не рекорд. Некоторые попадаются и по двадцать. Их не останавливают ни лишения водительского удостоверения, ни высокие штрафы. А ведь логическое завершение гонок под градусом – смерть. Причём чаще погибают не сами виновники, а вовсе безвинные.

Каждый год нетрезвые водители убивают на белорусских дорогах почти 200 человек. За этими сухими цифрами статистики – непоправимые семейные трагедии. Те, кто пьяными нажимал на газ, отнимая жизни, как правило, не слышат криков отчаянья убитых горем родных.

Что может сказать в оправдание этот минчанин, сбивший «под градусом» людей на пешеходном переходе? А как объяснить этому маленькому жителю Гродно, что какой-то пьяный дядя оставил его сиротой в неполные два года, потому что принял на грудь и решил покататься по городу. У захмелевшего 19-летнего водителя даже не было прав, зато была машина. На большой скорости он сбил женщину с коляской и, не останавливаясь, уехал домой.

Мать умерла на месте. Мальчика спасли врачи. Водитель добровольно сдался, что в последнее время бывает не часто. Например, этого инспектора ГАИ на Витебщине пьяный ездок порезал ножом. Чтобы остановить нетрезвых гонщиков, белорусским милиционерам всё чаще приходится стрелять.

Александр Алешкевич, командир взвода отдела ГАИ Московского РУВД г. Минска: «Преследовали нарушителя 4 экипажа. Пришлось стрелять. После 20 выстрелов только остановился. Оказался пьяный».

Ежегодно белорусские милиционеры задерживают около 50 тысяч нетрезвых водителей. Если учесть, что в стране действует около 2 млн водительских удостоверений, то получается, что в течение года из 40 белорусов один садится за руль «под градусом». Ещё больше, по статистике, нарушителей, которые ездят без прав.

Татьяна Харлинская, руководитель пресс-службы ГАИ ГУВД Мингорисполкома: «Только в Минске за выходные задерживают порядка 100 водителей-бесправников».

Ловить бесправников, в том числе и пьяных, инспекторам помогает новейшая система «Ураган». Компьютер с помощью камеры находит в потоке автомобили, владельцы которых были лишены прав, после чего милиционеры останавливают такую машину и проверяют, не сам ли хозяин сел за руль. Наряду с технической революцией идёт и законодательная. 24 октября в силу вступает новый закон. В соответствии с ним, максимальный штраф для впервые попавшихся увеличится в 2 раза до 100 базовых – сейчас это 13 млн. За повторное пьяное вождение в течение года – конфискация машины. Автомобиль или мотоцикл отнимут, даже если он не принадлежит нарушителю. Исключение только для угнанного транспорта. В случае аварии с одной жертвой виновнику грозит 7 лет лишения свободы. За двух и более погибших – до 10 лет. Хотя закон ещё не вступил в силу, но информация о нём уже «отрезвила» многих водителей.

Людмила Михалькова, председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Мы, когда принимали закон, не думали, что будет такой быстрый эффект. В сентябре этого года на 40% меньше задержано пьяных за рулём, чем в прошлом».

А что бывает, когда наказание за пьяную езду незначительное, легко проследить на примере Украины.

Несмотря на то что в Украине около 7 млн автомобилей – это примерно в два раза больше, чем в Беларуси, – жертв пьяных водителей здесь в 10 раз больше, чем в нашей стране.

На украинских дорогах ежегодно гибнет около 5 тысяч человек. И примерно половина – это жертвы пьяных водителей и бесправников. Особая каста украинских водителей – так называемые мажоры. Аварии с их участием и по их вине происходят практически каждый день. От дорогих и мощных машин, считают эксперты, у многих буквально «сносит крышу», отсюда и неадекватное поведение на дороге.

Михаил Берлин, руководитель Всеукраинской ассоциации безопасности дорожного движения: «Вот мы делали исследование – человек сел в дорогую машину. У него в голове примерно такие мысли: если я сел в машину дорогую, значит, я эту машину заработал, я умею это сделать, а вот ты пешеход, который не имеешь машины, чего мне с тобой считаться? Ну, если человек на машине пьяный врезается, он так и думает, наверное, это никто, чего с ними считаться?»

Возможность конфискации автомобилей у пьяных водителей в Украине пока забуксовала на стадии обсуждения. На нынешний штраф в $400 любители покататься во хмелю реагируют слабо. А местную ГАИ эксперты называют едва ли не самой коррумпированной организацией страны. Поэтому, по европейскому примеру, предлагают полностью исключить человеческий фактор и посты ГАИ заменить системой фото- и видеофиксации. Камеру ведь ничем не «задобришь». А всех освободившихся инспекторов перевести сугубо на контроль алкоголя. Брать взятку у пьяного водителя милиционеры позволяют себе гораздо реже, чем у остальных нарушителей. Даже у коррупционеров есть свой кодекс чести, пусть и сильно упрощённый. О необходимости менять законодательство в Украине говорят всё чаще. Закон о дорожном движении, принятый ещё в 1994 году, давно устарел.

Михаил Берлин, руководитель Всеукраинской ассоциации безопасности дорожного движения: «Жесточайшее наказание – именно финансовое. То есть не надо человека лишать свободы. Зачем? Надо просто, чтобы он всего лишился. Если у него нет денег, чтобы он продал квартиру, а все деньги отдал семье пострадавшего. Если погибает кормилец и семья теряет доход, который он приносил в семью, то надо примерно 6 лет, чтобы семья смогла адаптироваться к новым условиям. И потому берут доход этого человека, который погиб, и умножают на 6 лет. И эта та сумма, которую должна получить семья, чтобы восстановиться, они смогут адаптироваться. Так за рубежом считают ту сумму компенсации, которую должна получить семья погибшего».

А пока украинцы решают, как исправить ситуацию на дорогах, Госдепартамент США выдал своим гражданам, путешествующим по Украине на автомобиле, вот такой любопытный совет: «В Украине будьте готовы столкнуться с дорожными условиями весьма отличными от Соединённых Штатов. Дороги в Украине, кроме некоторых крупных городов, разбитые и неосвещённые. Вам нужно всё время ехать так, будто вас кто-то сейчас будет атаковать, поскольку местные водители массово игнорируют правила дорожного движения. Вместо того чтобы окончить курс обучения, водители часто покупают свои водительские удостоверения или вообще обходятся без них».

В соответствии с новым белорусским законом, права на обладание водительским удостоверением будут лишать даже тех водителей, у которых их никогда не было. Попался пьяным за рулём – жди три года, перед тем как попытаться сдать свой первый экзамен в ГАИ. Но на фоне мирового опыта наши даже ужесточённые санкции для пьяных водителей выглядят либерально. Например, максимальное наказание в России может составить $6,5 тысяч. В Европе самый большой штраф за пьяную езду в Британии – $10 тысяч. В США каждый штат ввёл свои законы: от 25-тысячного штрафа до пожизненного лишения прав и тюрьмы за повторное преступление. Самый большой штраф в мире был выписан нетрезвому японцу – $2,5 млн. В Японии штрафуют и пассажиров, которые сели к заведомо пьяному водителю. Даже если это автобус. В Германии можно лишиться €1,5 тысяч за одну промилле алкоголя в крови, а если найдут больше, то водителя ждут суд и очень суровые последствия.

Наказание за нарушение ПДД в Германии
ужесточают каждые три года. Алкоголь в водительской крови – это и очень ощутимый удар по карману, и тюремное заключение, и изъятие автомобиля при рецидивах. Немцы считают, что пьяные водители опаснее для жизни других участников движения, чем нарушители скоростного режима. Причём штраф выпивший бюргер получит, даже если просто сел в свою машину и никуда не поехал, а ключ зажигания лежит в кармане. И отговорки, мол, хотел просто отдохнуть или ушёл от жены, для полиции – дополнительное основание полагать, что вы ездите за рулём нетрезвым. Недавно суд Гельзенкирхена лишил автомобильных прав пьяного немца, который ехал на велосипеде. Логика проста – раз сел нетрезвым на велосипед, можешь сесть и в машину.

Если водителя лишили прав, вернуть их очень сложно. Один «экзамен для идиотов» чего стоит. Так в народе окрестили медико-психологическое тестирование. Просто так, без подготовки, «идиоттентест» пройти невозможно. Нужно посетить около 40 занятий с психологом. Каждое занятие идёт час и стоит около €100. Общие затраты на то, чтобы получить новое водительское удостоверение, могут составить около €15 тысяч.

В Беларуси «экзамены для идиотов» пока не вводят. Но и конфискация автомобилей, по мнению ГАИ, – мера очень действенная. По сути, преступников лишают орудия преступления. Только вот процесс обезвреживания, вернее, обездвиживания, может усложниться. Ведь и сейчас пьяные лихачи не сдаются без боя, а при угрозе потерять машину, могут и вовсе пойти ва-банк.

Пойманному в очередной пьяной гонке Роману Ментюку выписали штраф Br4,5 млн. Против рецидивиста возбужденно уголовное дело за то, что нарушил приговор суда, лишившего его прав до 2017 года. За это ему грозит ещё один штраф или арест до 6 месяцев. Остановит ли это Ментюка, уже отмотавшего 4 года за пьяное ДТП, если он после очередного возлияния решит снова сесть за руль? Вопрос скорее риторический.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram