Деревня Вязынка вновь станет фольварком. Таким, как в 1882 – году рождения поэта. Проект возрождения исторического ландшафта сегодня обсуждали эксперты разных стран.
Сегодня это их дорога к нашему Купале. Языки в группе (кроме родного Поэту белорусского, конечно) – русский, шведский, английский. Заморским гостям сходу объясняют: Вязынка – название от реки, что течёт у дома. Что остался от усадьбы, либо «фольварка».
Инг-Мари Мунктел, председатель фонда «Культурное наследие без границ» (Швеция): «Место, действительно, аутентичное. Оно так похоже на скандинавский Скансен (музей под открытым небом). Это то, с чего можно начать работу».
С малой родины Купалы эксперты влиятельного шведского фонда только открывают Беларусь для себя. Они за культуру без границ. Возрождали, например, славяно-мусульманское наследие Косово и Сербии (одновременно). Организация, к слову, неправительственная. Деньги под проекты – от меценатов. Таких же, как некогда хозяева дворянской Вязынки.
Мария Барткова, заведующая отделом Государственного литературного музея Янки Купалы: «Гэта яго выгляд, напэўна, перад разборам. Перад домам бачым ліпавую калоду, бо сам Юзаф Замбржыцкі меў талент сажаць дрэвы. Заходзілі ў гасцінныя дзверы праз гэтыя калоны, то траплялі ў сенцы, а з іх, канешне, ў шыкоўную бібліятэку, дзе быў партрэт першага ўласніка Вязынкі з роду Замбржыцкіх кісці мастака і сваяка Валенція Ваньковіча. На жаль страчаны».
Об этом и, к слову, впервые новая экспозиция хаты-музея. До начала 1990-х считали: Купала – поэт народный, значит крестьянский сын. А он-то на самом деле шляхтич (ничего, что бедный). О тех же, кто сдавал родителям классика землю в аренду – «кровопийцах», – даже сегодня найдёте в энциклопедиях. Древо Замбржицких, фото Замбржицких собирали в Польше и Канаде.
Ровно 40 лет назад, когда создавали заповедник, хату Янки Купалы разобрали и… сложили. Но до сих пор новые брёвна легко отличить от старых. Родные – темнее.
Не было здесь в 1882 году и печи. Старожилы припоминают аля-буржуйку. Нет сегодня и окна со стороны реки, в которое впервые смотрел Купала. Заложено. И лишь сейчас нашли: мол, Янка ходил по Вязынке дважды: когда родился и когда только-только стал поэтом. В 1906 году на страницах варшавского журнала «Зярно». Дебют, возможно, случился благодаря связям крёстной – Олимпии Замбржицкой.
Елена Лешкович, директор Литературного музея Янки Купалы: «Яшчэ з 1972 года Вязынка ўключана ў турыстычны маршрут ЮНЭСКА. І што нас асабліва радуе: толькі за мінулы год Вязынку наведала звыш 25 тысяч чалавек».
Пока для них только хата с колыбелью поэта, свиран, фрагменты сада и фундамент. На нём-то ли до 1948, то ли до 1952 года стоял дом, где жили-были бояре. Его, возможно, восстановят стараниями фонда. Но прежде учёные должны найти план фольварка Вязынка. Говорят, видели в архивах купаловского Вильно-Вильнюса.
Сегодня это их дорога к нашему Купале. Языки в группе (кроме родного Поэту белорусского, конечно) – русский, шведский, английский. Заморским гостям сходу объясняют: Вязынка – название от реки, что течёт у дома. Что остался от усадьбы, либо «фольварка».
Инг-Мари Мунктел, председатель фонда «Культурное наследие без границ» (Швеция): «Место, действительно, аутентичное. Оно так похоже на скандинавский Скансен (музей под открытым небом). Это то, с чего можно начать работу».
С малой родины Купалы эксперты влиятельного шведского фонда только открывают Беларусь для себя. Они за культуру без границ. Возрождали, например, славяно-мусульманское наследие Косово и Сербии (одновременно). Организация, к слову, неправительственная. Деньги под проекты – от меценатов. Таких же, как некогда хозяева дворянской Вязынки.
Мария Барткова, заведующая отделом Государственного литературного музея Янки Купалы: «Гэта яго выгляд, напэўна, перад разборам. Перад домам бачым ліпавую калоду, бо сам Юзаф Замбржыцкі меў талент сажаць дрэвы. Заходзілі ў гасцінныя дзверы праз гэтыя калоны, то траплялі ў сенцы, а з іх, канешне, ў шыкоўную бібліятэку, дзе быў партрэт першага ўласніка Вязынкі з роду Замбржыцкіх кісці мастака і сваяка Валенція Ваньковіча. На жаль страчаны».
Об этом и, к слову, впервые новая экспозиция хаты-музея. До начала 1990-х считали: Купала – поэт народный, значит крестьянский сын. А он-то на самом деле шляхтич (ничего, что бедный). О тех же, кто сдавал родителям классика землю в аренду – «кровопийцах», – даже сегодня найдёте в энциклопедиях. Древо Замбржицких, фото Замбржицких собирали в Польше и Канаде.
Ровно 40 лет назад, когда создавали заповедник, хату Янки Купалы разобрали и… сложили. Но до сих пор новые брёвна легко отличить от старых. Родные – темнее.
Не было здесь в 1882 году и печи. Старожилы припоминают аля-буржуйку. Нет сегодня и окна со стороны реки, в которое впервые смотрел Купала. Заложено. И лишь сейчас нашли: мол, Янка ходил по Вязынке дважды: когда родился и когда только-только стал поэтом. В 1906 году на страницах варшавского журнала «Зярно». Дебют, возможно, случился благодаря связям крёстной – Олимпии Замбржицкой.
Елена Лешкович, директор Литературного музея Янки Купалы: «Яшчэ з 1972 года Вязынка ўключана ў турыстычны маршрут ЮНЭСКА. І што нас асабліва радуе: толькі за мінулы год Вязынку наведала звыш 25 тысяч чалавек».
Пока для них только хата с колыбелью поэта, свиран, фрагменты сада и фундамент. На нём-то ли до 1948, то ли до 1952 года стоял дом, где жили-были бояре. Его, возможно, восстановят стараниями фонда. Но прежде учёные должны найти план фольварка Вязынка. Говорят, видели в архивах купаловского Вильно-Вильнюса.
Подписывайтесь на нас в Telegram