«Разрушить монотонность», или Как найти грань между «настенным» искусством и вандализмом?

В грузинском городе Кобулети завершился Международный молодёжный форум «Разрушить монотонность».

Дышать и двигаться настенные рисунки заставляют всего 20 стандартных цветов. Разный угол наклона баллончика, и в результате в распоряжении мастера уже 120 оттенков.

Федерико Зеноби, художник граффити, дизайнер (Италия): «Я стараюсь изобразить линии живыми. То, что я изображаю на стенах, должно быть как можно более натуралистичным – это особенность моего стиля. В проектах, которые я создаю в Италии, – представители животного мира. Только со своей особой философией, она и оживляет фигуры».

У каждого художника свои секреты. Но голландцы и итальянцы делятся едиными законами «профессионального граффити».

Споры о том, где искать грань между искусством и вандализмом, попробовали разрешить в Скандинавии. В 1960 годах там впервые заявили о художественной ценности авангардного искусства улиц. Сегодня после десятилетий борьбы с уличной живописью предпочтение в Европе отдают скорее «полезному» граффити.

Елена Кузнецова (Беларусь): «Здесь у нас представители разных стран. Мы можем видеть, что существуют и коммерческие способы применения этого искусства: реклама, облагораживание зданий, то есть пределов не существует. Поэтому начинать нужно с внедрения идей существования этого искусства как такового».

Препятствуют этим идеям так называемые безудержные творцы на европейских улицах. Отправляют путешествовать свои картинки прямо на поездах, размещают нецензурные теги. Тогда на борьбу с настенным вандализмом встают школы.

Йохэм Кэтс, директор школы граффити (Нидерланды): «Уже семь лет возглавляю организацию в Гааге. Здесь молодёжь обучают профессиональным техникам граффити. Для рисования выделены специальные учебные стены для всех без исключения голландцев. Те, у кого есть настоящий талант, могут потренироваться и только потом направить свою энергию на дело, полезное для эстетики города».

Художники говорят о том, что искусство граффити предполагает не только кропотливую работу с баллончиком, но ещё и очень долгий подготовительный период. Например, для оформления стены в 20 метров понадобилось три дня, причём большую часть времени занял подготовительный период. Тогда во время создания эскизов участникам из Италии, Румынии, Голландии предстояло объединить идеи в единый международный творческий проект.

В итоге получилась «Стена дружбы», оформленная 30 художниками. «Белорусский кит» уже полюбился местным жителям. И, возможно, «приплывёт» в нашу страну вместе с другими композициями. Пунктом назначения с января нынешнего года как раз могут стать стены «для законного рисования».

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram