За тем, как развиваются события на мировом рынке, пристально следят не только в Беларуси и России. Все производители и потребители калия замерли в ожидании: как быстро непростая ситуация разрешится и всё вернётся на круги своя?
Всё-таки большие деньги, а в данном случае это миллиарды, как известно, любят тишину.
Жителям этого городка повезло по всем статьям. И железная дорога рядом, и скоростная автострада. Бывшая знаменитая трасса №66 – «мать дорог американских», как её называют. И в кино запечатлена, и в песнях воспета.
Один из крупнейших в истории США контрактов на экспорт хлористого калия подписан именно здесь, в Аризоне. По оценкам специалистов, в наиболее мощной части бассейна объёмы хлористого калия превышают 2,5 млрд тонн. Для города Холбрук это поистине золотая жила: рабочие места, социальные программы, будущее детей. Основными разработками калия в регионе занимается компания Passport Potash, компаньон канадского гиганта Canpotex. По паспорту Passport Potash – тоже канадская компания с филиалами по всему западному побережью США.
Кеннет Бонд, член совета директоров Passport Potash: «Насколько я знаю, в Беларуси добыча калия – один из самых дешёвых процессов, если не самый дешёвый в мире. Мы конкурентны, но Беларусь нас всё равно обогнала!»
Кеннет Бонд, член совета директоров Passport Potash, говорит, что конфликт «Беларуськалия» и «Уралкалия» он и его американские коллеги обсуждают постоянно. На своём сайте даже разместили открытое письмо: «Действия “Уралкалия” вызвали большую неопределённость на рынке... С финансовой точки зрения эти действия имеют мало смысла: они негативно ударили не только по другим производителям , но и по самому “Уралкалию”. Интересно увидеть, как руководство компании, акции которой упали на 20%, будет объясняться перед акционерами».
Уж кто-кто, а средние производители первыми ощутили последствия развала картеля: цены немедленно стали объектом рыночного регулирования. А на полную мощность Passport Potash заработает только в 2015 году, пока же – пробы, исследования и обкатка собственных программ бурения и сейсморазведки. Ну, и, конечно, подчёркивает вице-президент Джон Экерслей, – ежедневный мониторинг цен на рынке.
Джон Экерслей, вице-президент Passport Potash по корпоративным вопросам: «Разумеется, конфликт не мог не ударить по всем производителям поташа. Каким будет долгосрочный эффект, как это отразится на цене калия, учитывая все обстоятельства, пока не ясно».
Уолл-Стрит напоминает, эта отрасль имеет большие барьеры. Необходимы серьёзные деньги, чтобы начать освоение калийных месторождений. А также специальные разрешения и лицензии. Финансово состоятельные компании период «больших разборок» могут пережить без больших потерь. А вот маленькие компании рискуют потерять свой бизнес.
Калий накалил страсти во всём мире. Но для американских фермеров война гигантов обернулась неожиданной победой. Удобрения теперь дешевле: на Среднем Западе цены за гранулированный поташ с $420 за тонну упали до $400. Как говорят в Америке: «У каждой тучи есть своя блестящая сторона».
Каждый день у него начинается в одной и той же компании – Мисс Либерти, Катя, Паша и ещё десятка два коров. Некогда специалист по программному обеспечению, Джонатан Уайт теперь обеспечивает Нью-Йорк более вкусной продукцией. Калий для него как воздух. Прокормить такую ораву без удобрений, повышающих урожайность, качество и устойчивость травы, – пустое занятие.
Джонатан Уайт, фермер: «Американское сельское хозяйство помешано на кукурузе. Кукуруза повышает надои молока. Поэтому калий фермеры используют в огромном количестве».
Снижение цен на калийные удобрения Джонатана, разумеется, радует. Правда, почитав один из последних номеров The New York Times, призадумался – калий делят, щепки, как известно, летят. Хотя вслед за специалистами с Уолл-Стрит эксперты уважаемого издания успокаивают: рынок всё расставит по местам. Спрос на такой жизненно важный продукт, коим является калий, – категория вечная.
Подписывайтесь на нас в Telegram