Белорусско-французские археологи ищут под Борисовом останки участников наполеоновской переправы через Березину

Под Борисовом раскопать историю наполеоновской переправы через Березину вновь решили археологи. Уже второй год подряд к ним присоединяются французские коллеги. Говорят, эти экспедиции не прекратятся, пока учёные не найдут останки участников тех событий.

Под Борисовом раскопать историю наполеоновской переправы через Березину вновь решили археологи. Уже второй год подряд к ним присоединяются французские коллеги. Говорят, эти экспедиции не прекратятся, пока учёные не найдут останки участников тех событий.

Такие бомбы – целый пуд чугуна – доставали едва ли не всех, кто стоял на пути. Когда вошёл на поле он, почти 50 тысяч человек полегло. На реке Березине у деревни Студёнки – это под Борисовом. А сейчас под землёй на глубине полутора метров. Докопаться приехали сами французы. Для них – раскопки, часть вторая. Ровно год назад, день в день, они решили: кто ищет, тот всегда найдёт.

Жером Бокур, специалист Центра наполеоновских исследований (Франция): «Мы вернулись, потому что значение этого места неоценимо. Ещё отец рассказывал мне о своеобразной, едва ли не поэтической притягательности этих мест. Да и сейчас во Франции говорят “Да это Березина!”, имея в виду “Это провал, катастрофа”!»

В этом году они склонились над холмом – стоянкой императора. Войска готовились к переправе, а значит, от топота копыт осталось многое: части упряжи, амуниции, пуговицы… Даже они для историков важны.

Игорь Груцо, кандидат исторических наук, доцент Белорусского государственного педагогического университета: «По пуговицам – там есть номера – определяешь, какие полки были здесь. Одна из очень интересных находок – штык 1812 года. Не часто встречается».

От места предполагаемой стоянки наполеоновских войск до самой Березины – едва ли полкилометра. Принято считать, что навести мосты удалось в двух местах – здесь и чуть левее. Об этом в конце XIX века писал местный помещик Колодеев. Но откуда знал? Сам ведь не видел. Его архивы не сохранились, так что теперь археологически приходится доказывать то, что известно теоретически.

В теории вот холм с картины Гесса – середины XIX века. Смешались кони, люди... В 1812 году самые смелые или в бою, или на той стороне Березины. Тогда, выходит, на этом берегу остались дезертиры? Историки не спорят. Ищут их следы. Но высока вероятность, что тела либо сожгли, либо пересыпали известняком. Тогда любые поиски тщетны.

Вадим Кошман, заведующий отделом археологии средневекового периода Института истории НАН Беларуси: «В отчёте минскому генерал-губернатору сказано, что в округе деревни Студёнки похоронено 8052 человек, но до сих пор этих захоронений не найдено. Кроме того, эти склоны интересны ещё тем, что здесь, начиная с XI века, располагался обширный курганный могильник местного населения, скорее всего дреговичей. Мы также нашли несколько остатков курганов и вещей, которые принадлежат этим людям, похороненным 9 веков назад».

Неожиданное и ожидаемое. Год назад они и не предполагали, что 10 дней раскопок дадут почти тысячу вещдоков. Повторить успех уже возможно. Плотность тел и душ 200 лет назад здесь была такой, что ни проехать ни пройти. А значит, и у археологов есть возможность оставить свой след – в учебниках истории.

Подписывайтесь на нас в Telegram