В Национальном художественном музее выставили уникальные иконы из собраний музеев России, Сербии, Украины и Беларуси

Под знаменитым куполом Национального художественного музея сегодня открыли «Православный мир». За этим термином – четыре страны. Столько теперь и «святых» залов в нашем храме искусств.

Международная выставка икон, начиная с XV века, – подарок к 1025-летию Крещения Руси. Приветствие гостям и участникам культурного проекта года направил Президент. Телеканал ОНТ – генеральный информационный партнёр вернисажа.

Двери в этот мир изначально прочные, дубовые. Но отныне меры безопасности в Национальном художественном усилены ещё. Ради чудес. Чаще на дереве. Таков, например, «Спас» конца XV века. Икона впервые покинула православные Балканы. Оттуда в Беларусь явилось 12 (по числу апостолов Христа) бесценных творений.

Бояна Борич-Брешкович, генеральный директор Национального музея Сербии: «Влияние Византии на нашу иконопись несомненно. Как, впрочем, и венецианское. Между тем в средние века сербская школа развилась и стала вполне самостоятельной. Посмотрите! Перед вами абсолютные образцы из нашей коллекции».

Кстати, эта возможность поистине уникальна даже для жителей Белграда. С 2001 года и до сих пор в главном музее Сербии: «Извините, реконструкция!» А после реставрации в Минске проступили «лики веры» из матери городов и чаши Крещения. Так православные называют Киев. Доски, покрытые темперой (буквально «смешивать краски»), чудом сберегли в эпоху атеизма в Дальних пещерах одной из пяти Лавр восточных славян.

Любомир Михайлина, генеральный директор Национального Киево-Печерского музея-заповедника: «Можно сказать, что не только на западе Украины. Сохранились они и на Киевщине, и на Черниговщине, и на Волыни. Здесь же, на выставке, у нас представлено семь икон, которые были отобраны украинскими и белорусскими специалистами».

Патриархи «Православного мира» – жемчужины Третьяковки. Есть «Троица» кисти учеников великого Дионисия, есть «Борис и Глеб». Такими святых мучеников написал в конце XIV века мастер из Пскова. В свет древние иконы сегодня вывела первая женщина-директор за всю историю главной галереи России. К слову, эксперт в области русского авангарда.

Ирина Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: «Открытие 100 лет назад иконописи не просто как предметов церковного быта, а как величайших предметов искусства не могло не повлиять, так сказать, на умы интересующихся людей. В этом смысле зримый знак между старым и новым искусством – это “Чёрный квадрат”».

Автор – Казимир Малевич сам называл его «иконой». А подлинной вершиной «наивного искусства» сейчас признана работа белорусских мастеров из народа. Они вписывали жизнь в сюжеты Ветхого Завета. Лучшее образцы, например, «Христос и виноградная лоза» впервые покинули музей Национальной академии наук Беларуси.

Елена Карпенко, куратор выставки «Православный мир»: «Белорусская икона, она очень светская, портретная. Здесь много бытовых деталей…»

Случилось на экспозиции и своё «Воскресение». Сюжет XVIII века только-только из-под «скальпеля» реставраторов Национального художественного. Поздние наслоения сохранили фрагментами. А с этой иконы Вседержитель благословляет двумя руками одновременно. Говорят: «Чудо!»

Национальный классик Владимир Короткевич, кажется, навсегда «приземлил» Христа в Гродно. Но следующие после вернисажа три месяца Спаситель точно проведёт в Минске. А в начале XX века, посещая Москву, уже французский классик Анри Матисс буквально обомлел от этой иконы.

Шесть веков к деисусному чину (группа икон, где в центре Христос) идут паломники. Не только от искусства. И сегодня в первом зале выставки к 1025-летию Крещения Руси собрался «Собор всех Святых» – двухсторонняя икона из Сербии, которая была частью православной Византии.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram