Могилёвский железнодорожник собрал самую большую в Беларуси коллекцию подстаканников

11 сентября в Беларуси отмечают весьма забавный праздник – День гранёного стакана. И если из домашнего обихода этот предмет почти исчез, то, например, на железной дороге такая посуда есть в каждом вагоне.

11 сентября в Беларуси отмечают весьма забавный праздник – День гранёного стакана. И если из домашнего обихода этот предмет почти исчез, то, например, на железной дороге такая посуда есть в каждом вагоне. Впрочем, по магистрали гранёный стакан путешествует не один, а с бессменным попутчиком – подстаканником. Для каждого пассажира эта пара – признанный символ железнодорожной романтики.

Чай в подстаканнике для проводника фирменного поезда Минск – Санкт-Петербург «Звезда» Натальи Юркевич – не только часть её повседневных обязанностей, но ещё и любимый напиток. Причём именно в этой посуде. В начале карьеры подстаканник не вызывал у Натальи никаких эмоций. Свою любовь к железнодорожному чаю она переняла у пассажиров.

Наталья Юркевич, проводник поезда Минск–Санкт-Петербург «Звезда»: «Пассажиры очень часто говорят, что чай в подстаканнике намного вкуснее. Это стало символом путешествия».

Подстаканник на железной дороге в пассажирских поездах появился в 1889 году. Чаепитие из такой посуды тогда означало принадлежность к высшему обществу.

Игорь Иоффе, заместитель начальника Могилёвской дистанции гражданских сооружений: «На царских российских железных дорогах они присутствовали в дорогих вагонах. И вообще этот предмет быта, кухонной утвари не каждый мог себе позволить иметь. А выпускать их стали, насколько мне известно, в конце XVIII века. Первые были с глухим донышком. Вот этот экземпляр – это варшавский подстаканник конца XIX века. Изготовлен известной артелью «Норблен». Для меня он не в смысле цены, а в смысле ценности – самый-самый. Он красивый, старинный и очень редкий».

Впрочем, варшавский подстаканник в коллекции железнодорожника из Могилёва – далеко не самый старый. За 20 лет Игорь Йоффе накопил более 150 экспонатов.

Это самая большая коллекция в Беларуси и одна из лучших в СНГ и Восточной Европе. У каждого экземпляра – своя уникальная история. Через сюжеты подстаканников можно изучать не только судьбы людей, но и историю железных дорог и даже государств.

Игорь Иоффе, заместитель начальника Могилёвской дистанции гражданских сооружений: «Что касается советского периода, то все мало-мальски значимые события в стране нашли отражение на фасаде подстаканников: и съезды, и космос, и фестивали, знаменательные даты, дела, запуск ГЭС... Это, безусловно, декоративное, вплоть до ювелирного, искусство».

Единственное, чего пока не хватает могилёвскому коллекционеру, так это выставочной площади. В ближайших планах – установить специальный экспозиционный шкаф. На бумаге коллекционер-железнодорожник его уже нарисовал и надеется, что уже в ближайшее время его коллекция получит новый статус – домашней выставки.

Подписывайтесь на нас в Telegram