«Кругосветка» с Олегом Романовым: в центре Земли

«Кругосветка» – эксклюзивный интернет-проект телеканала ОНТ. Самые отдалённые уголки планеты, самые загадочные памятники древних цивилизаций.
«Кругосветка» с Олегом Романовым: в центре Земли

«Кругосветка» – эксклюзивный интернет-проект телеканала ОНТ. Самые отдалённые уголки планеты, самые загадочные памятники древних цивилизаций.

Чем живут и чем дышат народы разных стран – обо всём об этом в путевых заметках Олега Романова. Наблюдать за его странствием пользователи сайта ONT.BY могут практически в режиме реального времени. Позади – 6 стран Латинской Америки: Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама. Сейчас Романов – в центре Земли, как считают жители Эквадора. Всего в 13 километрах от его столицы – города Кито – они даже установили памятник, в народе его называют «Пуп планеты». Кстати, родина знаменитых шляп-панам на самом деле Эквадор, а не Панама. Просто их очень любили носить инженеры, которые строили Панамский канал. Его Олег Романов также пресёк.

Панамский канал остаётся самым надёжным кормильцем владеющей им страны. Бывает, что бананы дешевеют, креветки не ловятся, кокос не растёт, а путь из Атлантики в Тихий востребован всегда. Сейчас эта водная артерия приносит около миллиарда долларов в год. После реконструкции с расширением он позволит собирать транзитного мыта впятеро больше. Кораблик отправился в путь не из океана в океан, но с Рио Дульсе, то есть Сладкой реки, в Карибское море.

Озеро Гатун расположено на 26 метров выше уровня моря. В капитанской рубке было столпотворение: здесь судоводителей оказалось сразу трое. Разъяснилась мимоходом знаменитая мексиканская песенка: оказывается, у латиносов иначе не бывает, кто на судне – все капитаны. И эта троица тоже. Первый капитан был инструктором и приглядывал за вторым капитаном – стажёром.

Третий капитан, видимо, приглядывал за первыми двумя, поскольку был беззаботен, благодушен и потягивал, кажется, что-то легкоалкогольное. Принцип работы каналов знают все, но увидеть воочию, как оно тут устроено, – возможность редкая. Итак, гиганты волокут локомотив, в данном случае, сразу шесть штук. Вот суда поставлены впритирку, и в воротах шлюза открываются отверстия для стока воды: метров семь её убывает за считанные минуты. Затем затворки пропускной камеры распахиваются, кораблики наперегонки устремляются к следующему шлюзу.

Тут же, за колючкой, американская база «Форт Клейтон»: формально, она охраняет канал для Панамы, хотя понятно, что охраняет его от Панамы – вдруг какое-нибудь правительство начнёт фордыбачить. В конце концов, саму страну в 1904 году создали ради пути из океана в океан – кто матери-истории более ценен, очевидно.

Путь через перешеек напоминал американские горки, однако горки мезоамериканские отличаются тем, что поросли непроходимой сельвой. В южной части Панамы есть область Дарьен – джунгли там непроходимы, бандиты люты, там спрятаны перевалочные базы наркокартелей: говорят, сунуться туда – верная смерть. А здесь, по счастью, места мирные, но тоже не без своеобразия.

Дальнейший путь с материка на острова мы проделали на моторке. Погода выдалась так себе – сезон дождей. Островов по дороге встретилось множество – Сан-Блас насчитывает их всего 350, хотя обитаемых штук 50 – не больше. Столица Сан-Бласа – Эль Порвенир: там сидят «хефес супремос», верховные вожди. Куна необыкновенно сплочены: внутри племён человек человеку друг, товарищ и брат. По отношению к внешнему миру индейцы выступают единым фронтом, эдаким народом-корпорацией. Все гостиницы, вся туристическая инфраструктура принадлежит народу куна: индивидуальное предпринимательство дозволено, но так, не всерьёз, условно говоря, в форме продажи пирожков. Куна очень беспокоит экология. Но архипелаг уже на глазах издыхает. Достаточно заглянуть под полог волн – и ужаснёшься: на дне в окрестностях островов – пальмы, поваленные бурей, бейсболка какого-то круизного олуха и вообще черти что. Хотя выглядит страна Куна-Яла пока идиллически.

После самодовольной и даже несколько высокомерной Панамы, где вершатся дела планетарного масштаба, Эквадор встречает уютной добродушной провинциальностью. Благородный Кито, старейший из колониальных городов Южной Америки, безусловно, прекрасен, но главный аттракцион страны – это всё-таки Митад дель Мундо, что в несколько вольном переводе означает «Пуп мира». Кажется, эквадорцы всё-таки чересчур самоуправно присвоили это имя одному из своих городков: единственным этому основанием стал визит сюда в 1736 году французских географов, которые впервые в истории точно определили местоположения экватора. Выжимать денежные соки из туристов в таких местах сам Бог велел, но эквадорцы делают это аристократически, с квазинаучным подходцем. Планета движется, и возникает в этой связи сила инерции, которая действует на всё, что обладает массой. Вектор этой силы в каждом из полушарий свой: а вот как раз в районе экватора, вроде бы, направление её действия своё, иное, чем южнее или севернее. Из зримых чудес нулевой параллели здесь демонстрируют пару. Вот обычная вода в обычном, хотя и золочёном тазу.

Совершенно трагический и ошеломляющий эксперимент – ничего с водой тут поделать нельзя, как её не насилуй. Говорят, туристы, пересёкшие экватор, часами в прострации просиживают возле унитаза, нажимая кнопку, но всегда здесь выпадает чёт, никогда и никому нечет. Можно ещё поэкспериментировать с яйцом – руки людей опытных могут утвердить его вертикально. Нигде больше, кроме экватора, это невозможно.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

 

Подписывайтесь на нас в Telegram