Следственный комитет: «Ущерб от «калийной аферы» может быть намного больше»

$100 млн. Эта цифра в «калийном» деле всплывает уже дважды. Сначала белорусские следователи выяснили, что такова цена ущерба, нанесённого руководством «Уралкалия». Причём 100 млн – это минимальная планка убытков, возможно, сумма вырастет в зависимости от
Следственный комитет: «Ущерб от «калийной аферы» может быть намного больше»

Сегодня в российской прессе появились сведения о том, что риски «Уралкалия» были застрахованы на $100 млн.

$100 млн. Эта цифра в «калийном» деле всплывает уже дважды. Сначала белорусские следователи выяснили, что такова цена ущерба, нанесённого руководством «Уралкалия». Причём $100 млн – это минимальная планка убытков, возможно, сумма вырастет в зависимости от результатов расследования. Но сегодня на слуху опять $100 млн.

Оказалось, что накануне прилёта Владислава Баумгертнера в Минск, 25 августа, «Уралкалий» застраховал риски своей ответственности в компании, входящей в структуру американского страхового гиганта «AIG». Полис предусматривает, что если у уральских калийщиков появляются форс-мажорные убытки (а «калийное» дело показывает, что без них не обойдётся), то компания может не единожды рассчитывать на страховку и основательно опустошить карман страховщиков.

Пока Владислав Баумгертнер задержан, а Сулейман Керимов и топ-менеджеры «Уралкалия» – в розыске. Адвокат Керимова Анатолий Кучерена уже заявлял, что его клиент не скрывается от следствия и готов дать показания. Но пошли третьи сутки, как олигарха объявили в розыск, к делу подключился Интерпол, а в ответ – тишина. Правда, от зарубежных поездок Керимов, по словам своего адвоката, решил отказаться. И неудивительно – это в России сенатор парламента обладает неприкосновенностью, а в международном праве такой статус ему никакой защиты не даёт. В российских регионах, не избалованных большими деньгами, рядовые граждане уверены: нечистые на руку коммерсанты просто перешли грань. Вполне законное задержание и требование белорусских следователей объясниться – и вдруг для российских бизнесменов и некоторых политиков это стало неожиданностью. Сами россияне рассуждают уже философски: на родине за большие деньги многое сходит с рук.

Николай Гудков, житель г. Смоленска: «Их не только задерживать надо, их надо сразу же отправлять в тюрьму, потому что они олигархами стали, наворовав всего, что было в Советском Союзе».

Александр Степченко, депутат Смоленского городского Совета: «Да, ваше государство, ваше правительство, ваш народ терпели какое-то время это положение вещей, потом сказали «Хватит!», поставили этому преграду. Взяли одного, второго третьего, четвёртого в международный розыск – и правильно делаете! Таким образом маленькая страна показывает, что у неё есть гордость, авторитет на международной арене, а большая наша страна вот так вот позволяет нашим бандитам позорить страну».

Раиса Фролова, жительница г. Смоленска: «Я знаю, что говорят в семьях, на скамейках пенсионеры и люди среднего возраста… Они говорят, что то, что происходит, это возмутительно и что наше правительство защищает этих людей, которые просто-напросто наворовали. Это вопиющий факт!»

Тем временем в стане покровителей и защитников Керимова серьёзная потеря. Сегодня Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении губернатора Пермского края Виктора Басаргина. В своём интервью на минувшей неделе Басаргин критиковал белорусских следователей.

Оказалось, губернатор обвинял других в своих же грехах. По мнению российских следователей, Басаргин нарушил закон о конкуренции. Строительство местного аэропорта он отдал знакомому олигарху в обход конкурсного отбора инвесторов. То, что Басаргин называл бизнесом, оказалось уголовной статьёй.

5 сентября в Москве состоится встреча первого заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко и российского вице-премьера Аркадия Дворковича. Этот чиновник также весьма рьяно защищает Керимова и «Уралкалий». Будут ли обсуждать «калийный» вопрос? Эксперты говорят, что в этом нет никаких сомнений. Да и вообще пора «завязывать» с конфликтами. Ничего хорошего это не принесёт ни странам, ни Союзному государству.

Финансовые аналитики считают, что «Уралкалий» не только себе усложнил жизнь – очевидно, что не все клиенты теперь будут работать с компанией, которая своими действиями вызывает лишь одно определение – «непредсказуемый бизнес-партнёр». Под ударом оказалась и вся мировая калийная индустрия – цены на мировых рынках упали на четверть. Многим компаниям пришлось перекраивать выстроенную годами стратегию ведения бизнеса. Зато некоторые белорусские политические деятели решили под шум заработать себе побольше очков, требуя немедленно освободить Баумгертнера и называя дело исключительно политическим. Старый принцип чем хуже, тем лучше и фактически переход на сторону российского олигархата. Однако даже среди оппозиционных активистов кое-кто умеет отличать чёрное от белого.

Анатолий Рылов, исполняющий обязанности председателя Независимого профсоюза белорусских горняков: «Сітуацыя пад кантролем кіраўніцтва. І раней былі такія сітуацыі, калі не сыходзіліся з пакупнікамі ў цане і даводзілася цану трымаць. Выстаім мы і ў гэты цяжкі час. Усё наладзіцца, і ўсё будзе добра. Калектыў цалкам падтрымлівае генеральнага дырэктара. Незалежны прафсаюз таксама яго падтрымлівае. Віны дырэктара няма ніякай у тым, што адбылося. Паступілі подла тыя людзі, якія маюць права заключэння дамоў. Нармальна мы працавалі і да БКК. Але такого не чакалі ад сваіх калег і братоў».

Впрочем, калийные производители могут и помириться. На Урале такого сценария не исключают. Глава «Беларуськалия» Валерий Кириенко тоже не против урегулирования отношений, но ясно дал понять: мировая возможна лишь при смене собственника российской компании. Продолжать сотрудничество после того, что сделали партнёры, пока невозможно.

Подписывайтесь на нас в Telegram