В Украине заговорили о строительстве первых платных автобанов. Специалисты изучают белорусский опыт в этом вопросе

Такие коммерческие схемы могли бы привлечь дополнительные средства на ремонт уже существующих украинских дорог. Сейчас их состояние водители и эксперты оценивают как критическое.
Такие коммерческие схемы могли бы привлечь дополнительные средства на ремонт уже существующих украинских дорог. Сейчас их состояние водители и эксперты оценивают как критическое.
 
Пикет под зданием украинского правительства – в память о погибших в дорожно-транспортных происшествиях. И с требованием наконец привести в порядок трассы. Ежегодно на дорогах Украины погибают около пяти тысяч человек. Всего полтора месяца назад авария в Волынской области унесла жизнь белорусского ребёнка, ещё 22 подростка – граждан нашей страны – пострадали. Что становится причиной смертельных «лобовых»? Факторов всегда много. Но если под колёсами настоящая полоса препятствий, то риск всегда повышается.
 
Который год Украина лидирует в рейтингах стран с худшими трассами. Более 170 тысяч километров дорог, и 90% из них изношено до критического состояния. Решить проблему кардинально в государственном бюджете средств нет, а частный инвестор, сколько ни звали, не идёт – слишком рискованный бизнес.
 
Как результат – в этом году в Украине не построено ни одной новой дороги. Все деньги ушли на латание старых. Трассы, за которые не стыдно, – дорогое удовольствие, соглашаются эксперты. 1 километр –  примерно 5 миллионов долларов. Но даже если не брать в пример опыт Европы и США, у стран-соседей Украины (и Беларуси, и Польши) получается год от года улучшать качество дорог, считают автотуристы.
 
Украинцы, впрочем, готовы перенять опыт белорусских коллег по созданию сети платных дорог. Сейчас в Беларуси 815 километров, за проезд по которым нужно платить – как грузовому транспорту, так и легковушкам, которые не зарегистрированы на территории Таможенного союза. Сейчас обсуждается возможность построить платную объездную дорогу вокруг Киева. О конкретном проекте говорить пока рано, сообщили украинские дорожники. А вот общественные активисты сомневаются, что даже экономически полезную идею «не закатают в асфальт».
 
Ростислав Шаповалов, руководитель общественного проекта «Дорожный контроль» (Киев): «У нас – грунтовые покрытия. И никогда в Украине не построят такого качества дороги. Средства разворуют, опять всё развалится, опять люди будут жаловаться, а заработают те, кто их строил».
 
А потому в ближайшее время всё остаётся без изменений: белорусским автомобилистам дополнительные деньги за проезд по украинской территории не понадобятся. А вот терпение и осторожность лишними точно не будут.

Подписывайтесь на нас в Telegram