Экстренная эвакуация: из Сирии вывозят иностранцев. Страна – накануне военного вторжения

Запад приготовился к военной операции против арабского государства и стягивает войска на Ближнем Востоке. При этом военные аргументируют, что хотят покончить с гражданской войной, которая идёт уже два года.
Экстренная эвакуация: из Сирии вывозят иностранцев. Страна – накануне военного вторжения
Запад приготовился к военной операции против арабского государства и стягивает войска на Ближнем Востоке. При этом военные аргументируют, что хотят покончить с гражданской войной, которая идёт уже два года.
 
Тем временем сирийцы сомневаются в искренности намерений Запада и утверждают, что это только ещё больше разрушит страну. А в Москву спецрейсами из Дамаска летят самолёты, в том числе и с белорусскими гражданами на борту, которые бегут от войны.
 
Теперь они беженцы. Родные сёстры Виолетта и Лолита родились в Витебске, но 13 лет назад отец-сириец решил вернуться на историческую родину. Там сёстры вышли замуж – пятеро детей на двоих, но мирную жизнь прервали бомбёжки. Когда угроза стала смертельной, решили, что нужно уезжать. Обратно в Витебск.
 
Отец и мужья остались на Ближнем Востоке. Готовы воевать. Чтобы уехать от войны, девушки связывались и с белорусским, и с российским посольством. В Москву прилетели спецрейсом МЧС. Это уже второй лайнер из Дамаска – накануне ещё девять белорусов благополучно приехали в Минск и Гомель. В Москве соотечественников встречают белорусские дипломаты. На посольском автобусе довозят до вокзала, помогают купить билеты, провожают на поезд. А в Витебске дочерей и внуков уже ждёт мама.
 
Гражданская война в Сирии – последствия «арабской весны». Два года назад волна демонстраций, а кое-где и государственных переворотов прокатилась по 17 странам. Казнь Каддафи, свержение Мурси – это всё оттуда. В Сирии протестующие потребовали сменить руководство страны. И надо сказать, что правительство услышало повстанцев и провело реформы. Но мир не наступил, а бунты переросли в уличные бои. Полмиллиона сирийских беженцев уже покинули страну.
 
Запад уже в открытую поддержал оппозицию и начал стягивать военные силы. Команду «на поражение» могут отдать в самые ближайшие дни, если не часы. И последним поводом для этого стала химическая атака в восточных пригородах Дамаска. Тогда погибли сотни человек, в том числе и дети. Масштабы трагедии каждый день демонстрируют арабские телеканалы.
 
Ответа на вопрос, кто стоит за распылением ядовитых газов, пока нет. Запад кивает на Башара Асада, официальный Дамаск заявляет о провокации со стороны оппозиции. А заодно предупреждает: если военная операция всё-таки начнётся – одной Сирией дело не ограничится.
 
Башар Асад, президент Сирии: «Цена подобной интервенции, если она случится, будет неподъёмной для всего мира. Сирия – последний оплот стабильности и мирного сосуществования в нашем регионе. Если начнутся проблемы, пойдёт цепная реакция, которая затронет все страны от Атлантического до Тихого океана и вообще весь мир. Я не думаю, что Запад пойдёт по этому пути. Однако, если это всё же произойдёт, никто не в состоянии прогнозировать, что будет дальше».
 
Выяснить, кто именно несёт ответственность за химическую атаку, видимо, уже не получится. Даже миссия экспертов ООН по химическому оружию не обладает соответствующим мандатом. Эксперты могут лишь сказать, применялись отравляющие вещества или нет. Но страны Запада, не дожидаясь выводов международной комиссии, открыто начали подготовку к военной операции. Сейчас в Восточном Средиземноморье несут дежурство четыре эсминца и несколько подводных лодок с крылатыми ракетами на борту. Сразу две ударные авианесущие группы находятся в Аравийском море. Активизировались и британцы: военная база на Кипре начала принимать военно-транспортные самолёты и истребители, а королевский военно-морской флот объявил о готовности поднять якоря. Турция, которая с самого начала конфликта требовала от мирового сообщества решительных действий, уже давно перебросила авиацию и артиллерию к своим южным границам.
 
Врач-стоматолог Айхам в Сирии не был уже два года (проходит ординатуру в Минске) и за событиями на родине следит по Интернету. Дозвониться родным, а у парня в Дамаске родители и четверо братьев и сестёр, получается не всегда. Половина контактов друзей в «Скайпе» недоступны уже неделю. В мирной тишине столичного кафе Айхам не хочет думать о плохом.
 
Айхам Алсакаф, уроженец Дамаска (Сирия): «Я хочу, чтобы это был лишь сон. Вы не представляете, сколько в Сирии уже погибших. Пока идёт война, погибших будет ещё больше. Это бесконечно».
 
В этом противостоянии он нейтрален и хочет только мира своей стране. Но будет ли он? Официальный Дамаск уже распространил заявление, что при военном вмешательстве НАТО в любом случае станет на защиту своей территории и народа. В прессу же просочились три возможных варианта действий североатлантического блока: от символических ударов до кровавого ливийского сценария. Но в любом из случаев варианта, когда «пушки молчат», увы, не предусмотрено.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram