Унунпентиум – 115-й элемент в таблице Менделеева и важнейшее открытие в ядерной физике

Исследователи из Лундского университета в Швеции обнаружили новый сверхтяжёлый элемент с атомным номером 115. Пока у нового элемента нет официального названия, но временно его называют унунпентиум (Ununpentium), происходит от латинских названий цифр номера. Постоянное имя он получит после официального признания.

Как сообщает пресс-служба шведского университета Лунда, эксперимент проводился на одном из ускорителей центра исследований тяжёлых ионов GSI в Дармштадте. Чтобы произвести на свет атомы унунпентиума, учёные «выстреливали» супербыстрыми потоками из атомов кальция на тонкую плёнку из элемента америция. В результате этого происходил синтез новых ядер с порядковым номером 115. Кроме того, учёные получили новые данные о его свойствах. Стоит отметить, что до открытия унунпентиума самым тяжёлым из встречающихся элементов считали уран, его атомный номер – 92.

Таким образом, подтвердилось открытие российских учёных из Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне, которые в 2003 году впервые получили 115-й элемент в реакции америция-243 и кальция-48.

Этот элемент крайне радиоактивен и существует всего секунду, прежде чем распадается на более лёгкие атомы. Поэтому учёным пришлось использовать специальные детекторы для поиска «энергетических подписей» этого элемента.

По словам автора исследования Дирка Рудольфа, это открытие является одним из важнейших за последнее время в ядерной физике.