Сегодня дети вместе с родителями заняты подготовкой к школе. Наступило время выбора, примерок, покупок школьных принадлежностей и деловой одежды. В Минторговли уже подсчитали, что экипировка школьника к новому учебному году обойдётся от 860 тысяч до 4 мил
Шитьё моё

Сегодня дети вместе с родителями заняты подготовкой к школе. Наступило время выбора, примерок, покупок школьных принадлежностей и деловой одежды. В Минторговли уже подсчитали, что экипировка школьника к новому учебному году обойдётся от 860 тысяч до 4 миллионов 200 тысяч рублей. Как говорится, на любой кошелёк.

Эта семья из Ляховичей специально приехала в минский ГУМ в поисках костюма для сына-восьмиклассника. Но и здесь столкнулись с проблемой. В одном – рукава коротки, в другом – брюки не сходятся, в третьем – не устраивает цвет и фасон. Не то чтобы вариантов совсем не было – сложно быстро найти тот самый – «с перламутровыми пуговицами».

Светлана Кишкель, покупатель: «Мальчик у нас немного пухлый, поэтому не всегда получается подобрать сразу. Либо у нас в талии не сходится, либо у нас рост. Поэтому приходится брать несколько и мерить».

Больше половины всей «школьной формы» шьют в Бобруйске, на фабрике «Славянка». Помимо поставок на внутренний рынок, обшивают и российских школяров. К слову, у соседей нестандартные размеры вскоре могут стать нормой – диетологи бьют тревогу. Например, в московских школах уже многие ученики младших классов могут «похвастать» совсем не детским 50-м размером.

Конструкторы фабрики специально разработали модели с увеличенным размером талии. Не совсем по стандарту, зато по фигуре. Уже лет пять подобные комплекты с пометкой «+3» и «+6» шьют и на гомельском «Коминтерне» – сейчас с такой биркой идёт уже каждый третий школьный костюм.

Сколько шить и каких размеров, швейники решают, прежде всего, исходя из спроса. На то оно и массовое производство, чтобы угождать большинству.

Немногие знают, но заказ на понравившуюся модель можно оформить прямо в магазине. Если на складе конкретного костюма нет, придётся немного подождать, когда на фабрике наберётся хотя бы несколько десятков таких заказов. Кроме того, в салоне-магазине при фабрике снимают мерки с детей и взрослых на индивидуальный пошив. Впрочем, и тут возможности не безграничны.

Ведущий ОНТ Игорь Старовойтов ориентируется не только в мире спорта, но и в мире моды. Говорит, с радостью одевался бы только в белорусское, но увы!..

Игорь Старовойтов, телеведущий ОНТ: «Или по плечам хорошо, тогда снизу парашют, или наоборот. Если покупаю белорусскую рубашку, то несу сразу в ателье, даже не распаковывая».

На фабрике в Мозыре рубашки шьют даже для немецкой полиции – по европейским меркам. Из хороших новостей: для белорусов атлетического телосложения появились приталенные модели слим и слим-фит, это когда сорочка сидит строго по фигуре. Шьют и для великанов, правда, с оговоркой.

Руки предприятий белорусского легпрома связаны ГОСТами. В стандартах даже ширина строчки и высота кармана, не говоря уже про рост и полноту. Не так давно нормы обновили и сделали общими для Единого экономического пространства. 10 лет назад российские учёные обмерили 10 тысяч человек – от новорождённых до пенсионеров, чтобы понять, какая одежда нужна в XXI веке.

Оказалось, с примерки 1968 года 6-летний мальчик вырос на 10 сантиметров. В целом младшие школьники стали полнее, старшеклассники вытянулись, молодое поколение мужчин и женщин стало выше и стройнее, а те, кому за 40, существенно поправились. Сейчас на новые стандарты переходят все швейники Таможенного союза.

Марина Гвоздева, научный сотрудник лаборатории конструирования ЦНИИ швейной промышленности (Москва): «Одежда, которая выпускается по устаревшей типологии, является несоразмерной, и даже частичное несоответствие одежды размерам и форме фигуры может привести к нарушениям функций внутренних органов, нарушению кровообращения, изменению артериального давления».

В Беларуси ассортимент и фасоны одежды для школьников ежегодно утверждает совместная коллегия Минторга, Министерства образования и концерна «Беллегпром». Ассортимент в магазинах представители ведомств проверяют лично – как в столичных торговых центрах, так и в глубинке.

Василий Будкевич, заместитель министра образования Беларуси: «Предела совершенству нет. Надеюсь, производители и торговля нас будут радовать чем-то новым, интересным. Самое главное, чтобы это было, есть такое слово, креативно – творческие подходы. Потому что есть много интересных моментов, которые надо учитывать».

Свою мини-проверку удалось провести и нам. В фирменный магазин фабрики «Славянка» специально пригласили школьников 5-го, 6-го и 8-го классов с не совсем стандартными фигурами. К чести продавцов, достойный комплект нашёлся каждому. Впрочем, подбирали, прежде всего, по фигуре, а уже потом – по фасону.

Валерия Муслина, ученица 6 класса: «То, что нравится, хочется брать. Но бывает, что я хочу один костюм, а размера моего нет; и становится печально очень. Хочется тот размер, который хочется».

Для Артёма из Ляховичей двухчасовые поиски и примерки всё же увенчались успехом. Но встала другая проблема – выбора.

Ольга Таранда, покупатель: «Вот надо было приехать из Барановичей, чтобы найти тут то же самое, только в два раза дешевле. Рассчитывали на один за миллион, а можем купить два».

Надо признать, что нареканий в адрес производителей в последние годы стало меньше. Но они есть. А вот почему? Точного ответа получить так и не удалось. Швейники кивают на торговлю: мол, там слабо изучают спрос. Магазины сетует на отсутствие фантазии у производителей. Легпром пеняет на стандарты. Вот только покупателю эти взаимные претензии не интересны, рано или поздно он теряет терпение и… идёт на рынок.

Подписывайтесь на нас в Telegram