Ночные гонщики. Рёв моторов – а он почти всегда сопровождает превышение дозволенной скорости – лишает минских жителей сна. Люди забрасывают жалобами ГАИ, обращаются на телевидение…
Шум в законе

Ночные гонщики. Рёв моторов – а он почти всегда сопровождает превышение дозволенной скорости – лишает минских жителей сна. Люди забрасывают жалобами ГАИ, обращаются на телевидение…

В одной из программ мы уже поднимали эту проблему. Звучали предложения ужесточить законодательство, выделить байкерам и стритрейсерам специальные площадки, высокие чиновники обещали навести порядок… Увы. Некоторые, с позволения сказать, пилоты, чувствуют себя на столичных улицах безнаказанно. Почему?

Подготовка ко сну для Ольги Балакиной – особый ритуал. Сначала она закрывает наглухо окна, а уже потом в ход идут беруши, успокоительное и снотворное. По-другому уснуть не получается. Дом на одной из самых оживлённых улиц Минска буквально сотрясается от рёва моторов. А если посреди ночи станет душно и придётся всё же открыть окно, то рассчитывать на сон бессмысленно. К двум часам ночи Минск во власти спортбайков и стритрейсеров.

Чужой адреналин оплачивается здоровьем мирных жителей. И неважно, что где-то укладывают спать ребёнка, а где-то нужен покой больному человеку – музыка ночного города для всех.

Вместо колыбельной городские дети ложатся в кровати под рёв моторов. Любители погонять на повышенных тонах только и ждут ночи, когда широкие проспекты опустеют и можно будет выжать газ до отказа.

По закону допустимый уровень шума возле жилой застройки в ночное время не должен превышать 50 децибел. Средний спортбайк выдаёт от 70 децибел на холостых оборотах, до 120 – на разгоне. По дороге к дому часть шума, конечно, теряется, но всё же: вред здоровью принесут уже 70 децибел. После 90 начнёт страдать слух. На 120 начнутся болевые ощущения, а дальше контузия, разрыв внутренних органов и смерть. По мнению специалистов, звуковое насилие по ночам – это удар и по экономике страны – работоспособность сонных и раздражённых горожан снижается в несколько раз, а там недалеко и до бытового насилия.

Все прилегающие к магистралям дома в зоне звукового поражения. Пострадавших – десятки тысяч. Они обрывают «Горячие линии» телевидения, обращаются в местные администрации, пишут в ГАИ, но пока безрезультатно. Оказывается, в нашей стране Госавтоинспекция не может наказывать за шум. Между блюстителями и нарушителями закона – правовой пробел. Фиксировать превышение уличного шума в Беларуси могут только санитарные службы.

На письма ГАИ центр гигиены и эпидемиологии отвечает лаконично – ничем помочь не можем, нет такого закона. Мол, готовы разобраться с любым источником шума, кроме машин и мотоциклов.

Специалисты исправно замеряют уличный шум в 72 точках Минска и повсеместно фиксируют превышения. Спорткары и байки с прямотоком признают самой опасной шумовой угрозой.

Но эпидемиологи не имеют юридической и технической возможности выделить конкретный мотоцикл или машину из общего уличного оркестра, а, следовательно, шуметь на белорусских дорогах можно безнаказанно. А тем временем в России уже давно отстаивают право на тихий отдых.

По российским законам, за шумом на дорогах следит полиция. Инспекторы ДПС вооружены не только радарами, но и шумомерами. Ревущую машину или мотоцикл остановят. Если возле глушителя прибор покажет более 95 децибел – нарушителя накажут. Например, в Сочи вместе с полицией на ночную охоту выходит мэр города. Рёв моторов отпугивает отдыхающих, а значит, страдает бюджет.

Этим летом депутаты российской Госдумы предложили ещё сильнее ужесточить ответственность за шум. Сейчас водители могут отделаться штрафом в 100 российских рублей, но если поправку в закон примут, штраф за превышение шума вырастет в 100 раз – до 250 долларов. Но даже такое весомое наказание – мелочь в сравнении с антишумовыми законами Евросоюза.

В Германии штрафы за превышение транспортом уровня шума достигают 10000 евро. Звуковой уровень регулируют не только правила дорожного движения, но и всевозможные постановления Евросоюза и Бундеспарламента. Предельные 80 децибел полиция контролирует строго, и даже на гоночных треках за 90 децибел байкера немедленно удалят с трассы, несмотря на очень недешёвые тарифы. Водитель может сам узнать уровень «громкости» своей техники – шумомер можно закачать в любой современный телефон.

Клаус Шлик, байкер (г. Берлин): «В жилых районах шуметь и лихачить себе дороже. Даже если не нарвёшься на полицию, местные жители сами могут отомстить. Например, обольют дорогу маслом, тогда точно костей не соберёшь».

Кстати, по статистике почти каждый второй полицейский в Германии – мотоциклист, поэтому для остальных байкеров есть наглядный пример. Что касается иностранцев, то водителю машины или мотоцикла с прямотоком даже не разрешат въехать в немецкий город.

Белорусская милиция пока может наказать только за кустарно переделанный глушитель или отсутствие номера, но даже такие безобидные рейды едва не заканчиваются потасовками.

Ещё одна проблема – превышение скорости. Ведь именно набирая обороты, двигатели ревут гораздо громче. Преследовать мотоциклистов в городе инспекторы ГАИ рискуют редко. Два месяца назад в Минске такая погоня закончилась трагедией. Уходя от преследования, мотоциклист рванул на красный сигнал светофора и насмерть сбил пешехода. Вячеславу Шавелю был всего 21 год. Теперь мотоциклистов будут карать заочно. Уже принято решение оборудовать улицы Минска видеокамерами с фиксацией скорости по принципу загородных трасс. Также Госавтоинспекция выступила с инициативой изменить законодательство по контролю за авто- и мотошумом.

Сознательные байкеры против «шумового закона» не возражают. Громкие глушители и шумовые эффекты они называют не иначе как «лишними понтами».

Однако на письмо ГАИ от 2 августа в Палате представителей так и не ответили. А вот с нами своим мнением депутаты поделились охотно.

А пока чиновники играют в межведомственную чехарду и пытаются устранить пробелы в законодательстве, Ольга Балакина готовится к очередной бессонной ночи. Она бы давно переехала в глухой спальный район, но без станции метро возле дома с её напряжённым столичным графиком никак. Одна надежда – на скорейшие холода. Обледеневшие дороги – пока единственное спасение от шумового террора.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram