Как реставрируют минский Дом Ваньковичей?

«Извините за внешний вид!» Такой информацией сегодня встречают гостей в музее «Дом Ваньковичей». Самая знаменитая усадьба Минска переживает реставрацию. Здесь уже заменили кровлю и взялись за фасады. Их облик неизменен где-то с 1817 года.

«Извините за внешний вид!» Такой информацией сегодня встречают гостей в музее «Дом Ваньковичей». Самая знаменитая усадьба Минска переживает реставрацию. Здесь уже заменили кровлю и взялись за фасады. Их облик неизменен где-то с 1817 года.

Это «Утро художника» (кстати, название бронзовой композиции) началось словами «Калі ласка, прабачце!». На объекте – ремонт. Леса окутали исторические фасады. Да так, что можно попасть в музей. Жизнь внутри Дома Ваньковичей протекает по расписанию. В залах – смотрители и туристы.

Наталья Сычёва, заведующая филиалом Национального художественного музея Беларуси: «Всегда был бревенчатый. Просто потом, когда пожары были очень сильные и город просто дотла «выгребали», дом, скажем так, обложили штукатуркой. И превратили как будто в каменный. Это помогло. Дом никогда не горел с начала XIX века».

Деревянные у «дворянского гнезда» не только стены. Из редких пород липы – колонны. Их восемь в ряд. В той же знаменитой московской усадьбе «Останкино» лишь шесть. Это и выделяет до сих пор Дом Ваньковичей на всех просторах бывшей Империи. Причём классических портиков тут сразу два – с парадного и «чёрного» подъездов.

Сразу после революции власть народная отдаст это здание… народу. Здесь разместят коммунальные квартиры, вплоть до 80-х годов прошлого века. К слову, в доме напротив (бывшем масонов) у бабушки жил когда-то сегодня всемирно известный дизайнер Владимир Цеслер.

Возможно, стать творцом он решил, стоя у этого окна. Два века назад одноэтажный дом с мансардой – первый салон Минска-губернского. Под его сводами бывали и художник-романтик Валентий Ванькович, чей кузен Эдвард владел усадьбой, и пианистка Мария Шимановская, которую сам Мицкевич прозвал «королевой звуков». Вид особняка тех дней зарисовал отец нашего великого композитора Станислава Монюшко.

Леонид Федорович, заместитель генерального директора Национального художественного музея Беларуси: «Есть отдельные моменты усиления стропильной системы, но это всё мелочи. Всё остальное, в принципе, будет сохранено в первозданном виде, только с небольшими дополнениями. Современных материалов минимум. Кроме окон, естественно, крыльца будут».

О принципе реставрации «не навреди» говорит кровля Дома. В советские годы черепицу для неё заказывали в союзной Литве. Сегодня глиняную заменила металлическая со специальным напылением. Сходу разницы нет. Открыть фасады уже без инородных граффити думают до первых морозов. Следующая зима – юбилейная для ровесника и друга Пушкина Ваньковича.


Подписывайтесь на нас в Telegram