Общенациональное телевидение

Звание «крепость-герой» было присвоено Брестской крепости 55 лет назад

Читать на сайте ont.by

Брестская крепость не пала, она истекла кровью. Очень точные и пронзительные слова, когда-либо сказанные о защите цитадели. И свидетельства тех, кто защищал ее больше тридцати дней, сегодня поистине бесценны. Как бесценна и наша память. 55 лет назад единственная в своем роде цитадель была удостоена высокого звания «крепость-герой». 


Руины, словно живые свидетели, напоминают о первых днях войны. Особую атмосферу в Брестской крепости отмечают все, кому хоть раз довелось здесь побывать. У Вечного огня всегда живые цветы, будь то праздники или будни, люди приходят поклониться подвигу защитников, которые в 1941-м стояли насмерть. Для дочери лейтенанта Наганова крепость – это память об отце. Он героически погиб, защищая Тереспольские ворота.

Надежда Наганова, дочь защитника Брестской крепости: «Я долго ждала, когда закончилась война, кто-то находился за границей, кто-то в плену и находился, я все время ждала. Да, может быть, он вернется».

После войны крепость долго стояла в руинах, как и многие разрушенные города. Путь к высоким наградам и всеобщему признанию был нелегким. Чтобы рассказать о подвиге брестского гарнизона, много труда и времени приложил Сергей Смирнов – его портрет на почетном месте в Музее обороны.

Писатель и фронтовик, Сергей Смирнов видел войну своими глазами. А потому мог представить, что довелось пережить защитникам крепости в июньском котле.

Лариса Бибик, заместитель директора мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»: «Когда он сюда приехал, он даже сам не понимал, какой пласт трагедии, мужества и славы ему придется поднять, и он сделал все, чтобы Брестская крепость была признана, не сразу. Первыми шагами были его выступления по радио, всегда заканчивались: защитники крепости, отзовитесь. И действительно люди писали ему».

Так по крупицам, выслушав все истории, удалось собрать живую правду о начале войны. Все рассказы о Брестской крепости легли в основу одноименной книги. Она и стала точкой отсчета на пути к высокому званию. Тогда увековечению памяти сильно посодействовал Петр Машеров (будучи первым секретарем ЦК Беларуси), с его легкой руки 8 мая 1965 года был подписан Указ о присвоении цитадели «героя». А спустя шесть лет он зажег здесь Вечный огонь.  

Высшей степени отличия за проявленный героизм в Великой Отечественной удостоены 12 городов-героев. И единственная в мире крепость-герой, ставшая точкой отсчета трагедии и одновременно мужества, здесь начиналась война, но и зарождалась Победа.    

Дело Смирнова сегодня продолжают сотрудники мемориального комплекса. В крепость до сих пор приходят письма с просьбами помочь разыскать информацию о родственниках, которые находились в цитадели в начале войны. Правда, теперь ищут уже внуки и правнуки защитников. Запросы приходят даже из-за океана – от Австралии до Америки. Многим удается помочь.

Елена Митюкова, заведующая научно-экспозиционным отделом Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»: «Таких писем получаем много, в особенности перед юбилейными датами, как сейчас. Бывает, что устанавливаем судьбы тех, кто оказался в плену, зачастую в карточках захоронения и точная дата гибели».

25 миллионов человек из 140 стран мира, и это только официальные данные, столько людей посетило крепость с начала основания мемориала. И даже не цифры – главный показатель народного признания. Даже спустя почти восемьдесят это место не оставляет равнодушным никого. А его героическая история останется не только в памяти, но и глубоко в сердце.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by