Общенациональное телевидение

Знаковая встреча

Читать на сайте ont.by

В пятницу в Сочи прошли переговоры Александра Лукашенко и Владимира Путина. Около шести часов в формате один на один. Уже на следующий день, в субботу, на совещании с правительством в Минске Президент Беларуси охарактеризует их как «тяжёлые, но результативные».

Спектр вопросов, которые обсуждались, был действительно всеобъемлющий. Это и политическое взаимодействие, и финансовые взаимоотношения, сельское хозяйство, транспорт, поставки  нефти…

Для стратегических партнёров, коими являются Россия и Беларусь, все эти вопросы чрезвычайно важны. Ведь от того, насколько чётко и точно выполняются все договоренности, обязательства и соглашения, зависит общий успех. 

Белорусская делегация летела на переговоры крайне сосредоточено. Тщательно изучали цифры, таблицы, графики – в сумме всё это должно было придать железную аргументацию нашей позиции по тем или иным вопросам.

Итак, кто же летел в Сочи? Капитан этой команды – премьер-министр Сергей Румас, для которого нынешние белорусско-российские переговоры первые в новом статусе. Вице-премьер Игорь Петришенко – у него за плечами ценнейший опыт работы послом Беларуси в Москве, и он отлично знает специфику российских коридоров власти. Заместитель премьер-министра Игорь Ляшенко – отвечает за горячий энергетический сектор. Нефть и газ – самая сложная тема диалога с Россией. Вице-премьер Михаил Русый – должен был разрешить продовольственные споры. Именно эти люди помогали Президенту в сложных переговорах.

Для встречи Владимир Путин предложил свою сочинскую резиденцию Бочаров Ручей, где он чувствует себя как дома. Интересная деталь – когда журналисты и операторы выстроились, чтобы запечатлеть рукопожатие лидеров Беларуси и России, из неприметной боковой двери вышел Путин: поздоровался, аккуратно переступил через штативы и вышел. Удивились все. Но уже через несколько секунд всё пошло по намеченному плану.

Это был настоящий марафон – разговор, как отметил потом Александр Лукашенко, был непростой, долгий, но главное – результативный. Сначала проблемы обсуждали с участием делегаций. Потом лидеры выбрали формат «один на один». Без свидетелей беседовали шесть часов. Всё это время журналисты пытались разговорить хоть кого-то – так договорились или нет? Но тщетно – министры мастерски уходили от телекамер.

Впрочем, Александр Лукашенко на следующий день расставил точки над «і» - рассказал, о чём говорили и о чём договорились. Но здесь вполне можно ставить знак равенства – решения найдены по всем вопросам. И главный из них – нефтегазовый комплекс.

Обсуждался механизм так называемой «перетаможки» – покупая по высокой цене газ, Беларусь в качестве компенсации получила право продавать часть нефти, а таможенные пошлины зачислять в свой бюджет. Нефть подорожала – доходы также выросли. Москву это не устраивало, хотя весь механизм был прописан в соглашениях, которые, конечно, надо исполнять.

Сразу после этого совещания по инициативе российской стороны Александр Лукашенко и Владимир Путин дополнительно обсудили ключевые проблемы по телефону. И вопрос о поступлении в белорусский бюджет средств от таможенных пошлин за сырую нефть, и о расчётах Беларуси с «Газпромом» за природный газ окончательно решён. Также решена проблема импорта в Беларусь российских нефтепродуктов. 

Ещё одна тема, которая в этом году приводила к обострениям в отношениях Москвы и Минска – так называемые молочные и мясные войны. Когда российский рынок время от времени закрывался для белорусских переработчиков.

Это направление в России курирует новая связка в составе вице-премьера Гордеева и министра Патрушева – договариваться, отмечают в нашем Минсельхозпроде, теперь будет легче. Например, уже решено, что и сколько будем поставлять друг другу в следующем году – молочных продуктов больше на два процента, мясных – на 11.

И конечно, президенты обсудили финансы в самом чистом виде. Беларусь договорилась о кредите в два миллиарда долларов от Евразийского фонда стабилизации и развития. Пять траншей на 1,6 млрд получили. Сроки ещё двух – постоянно смещались. И этот вопрос также решён.

В Сочи обсуждался и такой технический вопрос, как отсрочка по кредиту на строительство Белорусской АЭС. Станция строится с отставанием около года – заработает позже, значит логично, что и срок возврата денег надо перенести. С этим вопросом Беларусь вполне могла обратиться в суд. Но лучше союзникам договориться «на берегу». 

Грузоперевозки – и здесь президенты договорились исправить не столько дорожную, сколько экономическую ситуацию. 

Также президенты обсуждали промышленный, машиностроительный комплекс – есть понимание, что не стоит дублировать производства и создавать искусственную конкуренцию между производителями.

Снятие административных барьеров, взаимная открытость рынков, чёткая приверженность договорам и равные условия хозяйствования – это уже не темы, а принципы, по которым Беларусь стремится и призывает союзника сотрудничать. Вместе и на равных.

Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: «Нужно понимать, что чем выше интеграция, тем больше возникает проблем. Обостряется конкуренция между предприятиями и целыми сферами, отраслями и очень важно расставлять акценты. Мы говорим, что мы ориентированы на партнёрство, на кооперацию и наше партнёрство будет работать в том случае, если мы будем работать друг для друга. Помогать друг другу».

Владимир Волчков, экономический обозреватель: «Беларусь и Россия, исходя из географических, политических позиций, просто обречены договариваться. Интеграционный процесс в Европе проходил более полувека. Он всегда связан со столкновением интересов. Иногда он находится достаточно болезненно. Обычно обе стороны выходят из дискуссии более сильными».

Сочинская встреча сенсаций не принесла. И это хорошая новость. Ведь главный итог переговоров вполне ожидаем: Беларусь и Россия готовы поддерживать друг друга, решать самые сложные вопросы и идти на компромиссы. Как и положено стратегическим союзникам. Точка.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by