В посёлке Сураж, который разделён на две части Западной Двиной, жители правого берега оказались отрезаны от «большой земли». Паром простаивает уже больше месяца, а во второй половине дня инспекция речного судоходства запретила эксплуатировать и катер, который перевозил людей через реку. В банк, на почту сельсовет теперь только в объезд, а это километров 70 в одну сторону.
Под Суражем доставка обедов в поле для 30 сотрудников – настоящая спецоперация: задействованы две машины и один катер. Большие хлопоты предприятиям и жителям Витебского района доставляет одна из самых крупных рек страны. Западная Двина делит пополам весь район и сам посёлок Сураж. На правом берегу частные дома и лесопилка, на левом – вся социальная инфраструктура.
Галина Жаворонкова, житель п. Сураж: «Постоянно на ту сторону нужно в банк – получить пенсию, в аптеку – сходить за лекарством, в магазин – купить продукты».
Лилия Науменкова, житель п. Сураж: «Три-четыре часа ожидать скорую помощь, когда человек перенёс сердечный приступ… Можно и не дождаться».
Сегодня в Суражи главный общественный транспорт – водный. На правом берегу живут больше 100 человек, и планируют свой день люди с оглядкой на график работы катера, который максимально может взять на борт 10 человек. Если добираться по асфальту в объезд, дорога занимает почти 100 километров.
Катер здесь всегда был временной переправой, его использовали, пока не пройдёт паводок. В летний сезон на вахту заступает паром, год назад на нём установили специальные гидравлические платформы, местные их называют крылья, но вот только полёт получился короткий.
Летом в Суражи паром – главная переправа, грузоподъёмность более 30 тонн, на нём свободно помещается семь легковых автомобилей, за сутки с одного берега на другой выполняется почти 20 рейсов, а чтобы оперативно доставлять через реку сотрудников экстренных служб, моторист и береговой дежурят круглосуточно, но паром, который всегда выручал жителей правого берега, уже полтора месяца стоит на приколе.
Местные власти разводят руками, но уверяют: это последний период, когда уровень воды в Западной Двине стремительно падает и опускается на несколько метров. Ниже по течению на Витебской ГЭС завершаются наладочные работы, и с сегодняшнего дня уровень воды в реке начнёт расти. Подтверждающий это документ от энергетиков пришел накануне.
Александр Велитченко, председатель Суражского сельского исполкома: «Если вода падает, то уже платформа не ложится нормально на берег и не может нормально функционировать переправа и переезд транспорта».
Вслед за паромом во второй половине дня сегодня в Суражи остановился и катер, здесь уже уровень воды не при чём. Сотрудники инспекции речного судоходства опломбировали штурвал за невыполнение правил плавания. Нет вахтового журнала, якоря – эти недостатки были известны ещё с весны.
Андрей Кокошко, старший инспектор, капитан Витебского участка белорусской инспекции речного судоходства: «У них даже жилеты не подписаны, и жилетов по количеству не хватает. 10 жилетов должно быть на этом судне – тогда можно перевозить 10 человек. Они, возможно, перевозят больше…»
На катере и раньше не всегда соблюдали график, хоть с опозданием, но люди попадали на другой берег. Сегодня жители посёлка были просто обескуражены: в середине рабочего дня единственное судно поставили на прикол.
Татьяна Степанова, житель п. Сураж: «У нас на этой стороне работают люди, которые проживают на той стороне, – на чём им переехать назад? Один выход – вплавь».
Сегодня сельчане гадают, что случится быстрее: поднимется вода в реке и заработает паром или будет наведён порядок на катере. Наблюдать за всем происходящим они будут с другого берега Западной Двины.
217-04-24 – телефон нашей «горячей линии». Звоните и рассказывайте нам о ситуациях, в которые попали вы или ваши близкие. Корреспонденты ОНТ готовы выехать на место событий.
Подписывайтесь на нас в Telegram